Гениальное произведение литературы или уникальную картину можно интерпретировать по-разному. Случается эксперты представляют абсолютно противоположные, но одинаково обоснованные интерпретации. Интерпретация айкидо, которой я здесь делюсь, разумеется, не является единственным верным способом понять айкидо. Некоторые могут возразить, что это не совсем то, что имел в виду Основатель. Однако я чувствую, что это искренний, сфокусированный и уникальный взгляд на искусство Морихея Уэсибы.
Айкидо было сформировано в Японии в первой половине 20-го века как форма Будо, из категории боевых искусств, позиционирующихся, как образовательные системы, в отличие от систем рукопашного боя.
Так что же это за система образования? И чему это учит? Мы считаем, что айкидо вносит свой уникальный вклад в боевые искусства и даже в более расширенный образовательный мир — то, что может оказать реальное влияние на то, как наше глобальное общество сталкивается с растущими вызовами нашего времени, включая поляризованный политический климат, растущее неравенство и экологический кризис.
Айкидо-это не система обучения” прикладного уровня". Мы не учим самообороне. Вместо этого айкидо можно представить, как обновление уровня операционной системы для людей. Тот, кто кодирует нас с предрасположенностью и способностью создавать совместные отношения с положительным результатом в каждом взаимодействии в нашей жизни — с самим собой, другим человеком, организацией или даже идеей. В этом мировоззрении наши отношения концентрируют убеждение и свободу выбора, вытесняя принуждение как способ взаимодействия.
Айкидо дает вам власть над кем-то, но учит изменять “личную позицию” для “совместного приемлемого результата".
Силовые взаимодействия, которые достигают результата силой или угрозой, используются слишком часто. Ими легко управлять, если у вас есть ресурсы, но они оставляют после себя разрушения — как для человека, которого принуждают, так и для того, кто использует силу, чтобы победить или доминировать. В большинстве случаев в нашем мире гораздо перспективнее создавать отношения сотрудничества, которые создают ценность в каждом взаимодействии.
Айкидо-это мощная тренировочная площадка, которая формирует настрой и способность создавать положительные результаты в каждом взаимодействии, опираясь на убеждение и свободу выбора. Айкидо гениально по своей конструкции-в том смысле, что оно полностью оптимизировано для этой цели.
Роли, Которые Мы Играем
Для начала нам требуется определить два фундаментальных термина. В процессе совместной практики мы будем по очереди играть роли Уке и Наге. Хотя истинная природа этих ролей глубока и бездонна, я опишем их как можно проще, предоставив вам достаточный контекст для начала обучения. Мы будем рассматривать Уке, как партнера, который обеспечивает атаку, но не будем думать о Наге как о защитнике.
Защищаясь, мы не только активируем парадигму атаки / защиты / контратаки, но и ограничиваем собственную свободу выбора. Чтобы защищаться, мы должны реагировать на нападение, которое сводит весь спектр наших возможностей в узкую полосу ответов. Вместо этого мы будем думать о Наге как о том, кто преобразует атаку во что-то другое.
Очень часто в жизни, когда мы сталкиваемся с препятствием или нападением, у нас срабатывает шаблон воспринимать все события как нападение. Мировоззрение айкидо предлагает нам, новую плоскость взаимодействия, не ведущую к нападению, но вместо этого берущую контроль внутри отношений. Изменяя отношения, мы можем трансформировать атаку во что — то другое — предлагая нам новые отношения с взаимоприемлемыми путями движения вперед.
Техническая Архитектура: Пути Выхода
Когда мы тренируемся в роли Уке, мы учимся всегда находить выход из тупика — даже перед лицом мощной и иногда неожиданной угрозы. Мы должны найти творческие решения под давлением. В реальном мире, возможно, не всегда есть выход, но слишком часто мы сдаемся или недостаточно усердно ищем. Айкидо переписывает вашу операционную систему, чтобы по умолчанию предположить, что всегда есть выход.
И с точки зрения nage — мы приучаем себя уважать нашего партнера за то, что он находит гармоничный выход. Выбирая "выход", наш партнер избавляет нас от необходимости делать что-то худшее, чтобы защитить наши собственные интересы: что-то, что изменит нас самих; что-то, что создаст негативные последствия, которые распространятся на жизнь многих людей.
Более конкретно, техническая архитектура айкидо выстроена таким образом, чтобы защитить Наге от (фактической) агрессии Уке и одновременно защитить как Уке, так и Наге от (потенциальной) агрессии Наге.
"Айкидо вытесняет конкуренцию, которая порождает победителей и проигравших в первую очередь. Она пытается изменить условия, которые позволили бы нам стать врагами друг другу — прошлыми, настоящими и будущими.”
Боевая Целостность
Многие спрашивают, почему такая система обучения должна быть воплощена в виде боевого искусства. И это то, что я считаю истинным гением системного проектирования. Столкнувшись с серьезным жизненным вызовом, по-честному принять и настроиться на враждебных людей и обстоятельства, видеть без предубеждения, верить в творческий процесс сотрудничества с общей заинтересованностью вместо того, чтобы навязывать результат.
Боевые техники в айкидо могут ломать кости и убивать. Они обладают реальной опасностью. И именно эти боевые технические нюансы превращают айкидо в “симулятор террора” — тот, который учит нас на фундаментальном уровне иметь мужество и веру, чтобы добиваться совместных результатов перед лицом реальной тревоги и страха.
За последние 100 000 лет люди не слишком эволюционировали. Мы можем многое узнать о чисто интеллектуальных занятиях, обмениваясь идеями друг с другом или посредством индивидуального созерцания и размышления. Но чтобы изменить взаимосвязь-обновить нашу операционную систему, мы должны получить доступ и переделать наше изначальное "я". Нам нужно, чтобы другой человек взаимодействовал с нами физически, эмоционально и психологически, на висцеральном уровне — и подталкивал нас, и заботился о нас в процессе творческого напряжения.
Айкидо дает вам власть над кем-то, но учит изменять “личную позицию” для “совместного приемлемого результата". Если айкидо теряет свою боевую целостность, оно не может достичь этой функции.
Создавая что-то похожее на ситуацию с положительным результатом, айкидо вытесняет конкуренцию, которая порождает победителей и проигравших в первую очередь. Айкидо пытается изменить условия, которые позволили бы нам стать врагами друг другу — прошлыми, настоящими и будущими. Айкидо настаивает на том, что, если вы вступите со мной в контакт, это не будет эпизодом, в котором один из нас одержит победу и уйдет; это будет началом отношений, которые превратят вас из конкурента в соавтора.
Я хотел бы закончить историей, рассказанной мне одним из моих друзей и наставников.
Сейчас у неё 7 дан по айкидо. Много лет назад, вернувшись после изнурительных тренировок в Японии, она практиковалась в своем родном додзе в районе залива, когда однажды ночью туда вошел бездомный мужчина. Он был возбуждён и прямо посреди урока вышел на татами в ботинках. Она проявила инициативу и очень почтительно выпроводила мужчину из додзе. Его агрессия нарастала, и он замахнулся на нее ножом…
Это та часть истории, где большинство людей ожидают, что я опишу, что она обезоружила его, бросила на землю и обездвижила, пока не появились полицейские. Но этого не случилось. Случилось что-то совсем другое…
- Я уверена, что ты не хочешь причинить мне боль, и я тоже не хочу причинять боль тебе. Давай вместе прогуляемся.”
Этому джентльмену было за тридцать, и он был бездомным с шести лет. Эта молодая, привлекательная женщина взяла его под руку и пошла вместе с ним по улице. Он был настолько сбит с толку, что сунул нож обратно в карман. Она расспрашивала его об истории его жизни и слушала.
Когда они обошли квартал, она сказала ему: “Ты лучше, чем хочешь казаться. Ты лучше, чем тот человек, который входит в чью-то общину и пугает людей. Он кивнул головой и ушел с миром.
"Мировоззрение айкидо говорит нам, что отношения не сводятся к нападению, но вместо этого есть взятие контроля внутри отношений. Изменив отношения, мы можем трансформировать атаку во что — то другое-оставляя нам новые отношения с взаимоприемлемыми путями движения вперед.”
Позже вечером он вернулся в додзе и спросил, как ее зовут. Когда она вышла к нему, он сказал ей:
"Я хочу поблагодарить тебя за то, что ты мне сказала.- Он вытащил нож и сказал: “Я хочу, чтобы это было у тебя. Он опустился на одно колено, как европейский рыцарь, и, подняв обе руки, протянул ей оружие.
Такой подход не только позволял избежать рискованной физической стычки, в которой неизбежна была бы травма в той или иной форме, но и превращал человека в героя-как в собственном сознании, так и в реальности. Дело даже не в том, что этот учитель айкидо превратил его в героя. Вместо этого она создала условия, которые позволили мужчине превратиться в героя.
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
По вопросам сотрудничества обращайтесь в ВК
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также:
Ось Ура - Омоте (Ura Omote).
ТРИ АСПЕКТА В АЙКИДО.
遠山の目付け (Enzan no metsuke). ВЗГЛЯД. Часть 1.
О духовности в боевых искусствах...