Секрет успеха людей, которые добиваются своих целей, в том что они научились поддерживать самих себя. Когда что-то происходит не по плану, у них автоматически включается самоподдержка.
Казалось бы не нужно дальше читать эту статью, ответ то уже дан, но не всё так просто как кажется…
Давайте разберемся, откуда брать эту силу, смелость и настойчивость в поддержке самого себя.
Предлагаю разбить процесс самоподдержки на 2 шага:
1. Заметить самокритику. Тестируйте тут же реальность вопросами: “А так ли это на самом деле? Что я умею делать хорошо?
2. Сменить критику на поддержку: "Ну не получилось, получится в следующий раз. Не боги горшки обжигают. С кем не бывает” и т.п. Не обесценивайте себя никогда.
Самую первую ценность себя мы получаем или не получаем от родителей. Ценным ребенок считает себя на осознанном уровне тогда, когда происходит удовлетворение его потребностей и интересов.
В случае, когда родители выбирают на собственный вкус досуг, питание и прочее, ребенок вырастает роботом, внутри которого нет ощущения удовлетворенности, радости, реализованности его внутреннего творца.
Также происходит, когда родители не удовлетворяют и эмоциональные потребности ребенка, особенно в момент прохождения детьми возрастных кризисов. Сопровождением любого кризиса являются часто чувства печали и грусти у ребенка. Когда ребенок грустит то родитель чувствует себя плохим и он начинает выводить ребенка из этого состояния, например его винить “Хватит плакать, как девчонка!” или обесценивать его чувства “Из-за ерунды плачешь, это не стоит того”. Ребенок соответственно усваивает, что такой какой он есть ( с его эмоциями) не ценный, не нужный, не удобный, а я должен быть всегда веселый, бодрый, сильный, уверенный, аки цирковая лошадь.
Такие дети вырастают и иногда становятся даже душой компании, но когда они остаются наедине с собой ощущают в душе пустоту. Он чувствует себя не ценным и у него нет самоуважения к себе, своим чувствам, потребностям, ценностям. Нет ценности себя.
Выход. Работа со своим внутренним родителем, а именно его переформатирование с критикующего на поддерживающего.
Но сначала разберемся кто такой внутренний родитель, ребенок и как с ними взаимодействовать для своего блага и самооценки.
В структуре личности каждого человека есть 3 компонента, эго-состояния:
- Внутренний Родитель
- Взрослый
- Внутренний Ребенок
Внутренний Родитель
Это эго-состояние формируется в детстве. Когда мы рождаемся, мы получаем определенные знания о себе, мире и людях. До 3-х лет мы учимся осознавать себя, получаем опыт. Источником этого опыта являются родители и взрослые люди из ближайшего окружения. До начала момента, когда мы становимся способными осознавать себя и свой полученный опыт, источником знания являются для нас родители. Именно они дают или не дают нам базовое чувство безопасности и удовлетворяют или не удовлетворяют наши потребности и дают определенные установки из своего опыта, показывая “что такое хорошо, а что такое плохо”. Эти знания прививаются ребенку осознанно и неосознанно. Знания транслируются вербально (словесно) и невербально - жестами, мимикой или настроением.
Наблюдение ребенком родителей или других базовых фигур, в детстве создаёт образ, определенный интроект этих людей. Т.е буквально делает “запись” интроектов, в подсознание.
Учитывая всё вышесказанное можно определить Эго-состояние Родителя, как интроект.
Внутренний Родитель бывает в двух категорий:
- Критикующий Родитель. Внутренний недовольный, обесценивающий критик. Который нас наказывает своим мнением и контролирует. В этой плоскости критикующего Родителя лежат запреты, предписания, нравоучения, указания о том,как нужно делать и как делать нельзя. А такжи определенные наказания за не послушание. Критикующий Родитель - это интроект реального человека, который вел себя по отношению к вам вышеперечисленным образом.
- Поддерживающий Родитель. Заботливый, внимательный, дипломатический, тактичный Родитель. Он тоже интроект - объект из нашего детства, воссозданный нашим подсознанием на примере реального заботливого родителя или другой важной для нас базовой фигуры. Эго-состояние Поддерживающего родителя обнаруживает себя, когда мы находимся в спокойном состоянии, когда отдыхаем несмотря на занятость, когда поддерживаем себя в сложные моменты. В плоскости Поддерживающего Родителя лежит внимание к вам, забота, поддержка, поощрения.
Внутренний Родитель
Это эго-состояние формируется в детстве. Когда мы рождаемся, мы получаем определенные знания о себе, мире и людях. До 3-х лет мы учимся осознавать себя, получаем опыт. Источником этого опыта являются родители и взрослые люди из ближайшего окружения. До начала момента, когда мы становимся способными осознавать себя и свой полученный опыт, источником знания являются для нас родители. Именно они дают или не дают нам базовое чувство безопасности и удовлетворяют или не удовлетворяют наши потребности и дают определенные установки из своего опыта, показывая “что такое хорошо, а что такое плохо”. Эти знания прививаются ребенку осознанно и неосознанно. Знания транслируются вербально (словесно) и невербально - жестами, мимикой или настроением.
Наблюдение ребенком родителей или других базовых фигур, в детстве создаёт образ, определенный интроект этих людей. Т.е буквально делает “запись” интроектов, в подсознание.
Учитывая всё вышесказанное можно определить Эго-состояние Родителя, как интроект.
Внутренний Родитель бывает в двух категорий:
- Критикующий Родитель. Внутренний недовольный, обесценивающий критик. Который нас наказывает своим мнением и контролирует. В этой плоскости критикующего Родителя лежат запреты, предписания, нравоучения, указания о том,как нужно делать и как делать нельзя. А такжи определенные наказания за не послушание. Критикующий Родитель - это интроект реального человека, который вел себя по отношению к вам вышеперечисленным образом.
- Поддерживающий Родитель. Заботливый, внимательный, дипломатический, тактичный Родитель. Он тоже интроект - объект из нашего детства, воссозданный нашим подсознанием на примере реального заботливого родителя или другой важной для нас базовой фигуры. Эго-состояние Поддерживающего родителя обнаруживает себя, когда мы находимся в спокойном состоянии, когда отдыхаем несмотря на занятость, когда поддерживаем себя в сложные моменты. В плоскости Поддерживающего Родителя лежит внимание к вам, забота, поддержка, поощрения.
За что отвечает внутренний родитель?
Он отвечает за то, чтобы с нами всё было хорошо, чтобы мы легко могли адаптироваться в жизни и в общении с другими людьми.
Изначально внутренний родитель является частью личности, но не частью нашего собственного опыта. Внутренний родитель - это опыт людей (родителей), их страхи, убеждения. Это опыт людей который его приобрели и по определенным законам эволюции и выживаемости вида, передали ребенку осознанно и чаще неосознанно. Да, их опыт может быть полезен, а может нет. Именно поэтому учитывать их нужно осознанно, на уровне выбора, а не на автомате.
Внутренний Ребенок
Ребенок приходит в мир фактически с чистого листа и с момента второго триместра беременности непрерывно получает свой опыт. Первый и самый важный эмоциональный опыт - это опыт общения с родителями. Именно в их реакции и общении заложена будущая картина мира ребенка. Наиболее важным является невербальное транслирование, а точнее с каким чувством это делается. Т.к дети в силу возраста лучше воспринимают эмоциональный отклик, нежели вербальный.
Если во Внутреннем Родители живут интроекты, образы реальных родителей их запреты и предписания, то во Внутреннем Ребенке живём мы сами в виде ребенка. Во внутреннем Ребенке живут чувства, потребности, надежды, мечты, желания. Те чувства, эмоции и потребности, которые требуют удовлетворения.
Внутренний Ребёнок бывает трёх категорий:
- Адаптивный внутренний ребенок. Опыт того времени, когда с очень ранних лет реальный ребенок находился под давлением реального критикующего родителя. Основной страх этого эго-состояния - страх отвержения. В этом состоянии много страха, вины, обиды. Тип в котором сложно вернуть нормальную самооценку, но возможно.
- Бунтующий Ребенок. Этот тип ребенка вырастает из адаптивного ребенка, которому надоело чувствовать давление и необходимость соответствовать чужим ожиданиям. Это эго-состояние в жизни напоминает подростка в сложном переходном периоде, сорвавшегося с цепи.
- Свободный Ребенок. Этот тип формируется с детства в семьях, где достаточно такта, уважения и дипломатии по отношению к ребенку. Где можно всё, что не опасно. Это эго-состояние сопряжено с творчеством, чувствованием. В этом состоянии человек обычно искренне радуется, веселится и способен к креативности в идеях.
Взрослый
Состояние взрослого характеризуется осознанностью, устойчиво спокойное и при этом открытое и живое, для эмоций. Взрослый - это человек изучивший и уважающий себя. Личность знающая себе цену и понимающая других.
Во взрослом состоянии человек реагирует из реального, актуального ситуации, возраста. Во взрослой части мало эмоций при этом есть высокая способность слышать, понимать внутреннего Родителя и Ребенка, а также способность принимать взвешенные, рассудительные решения.
Относительно зрелая личность большую часть времени находится в состоянии внутреннего Взрослого. Но в стрессовых, неопределенных ситуациях “выпадает” из него в ребенка и родителя.
Взрослая часть появляется произвольно при условии отсутствия внутреннего конфликта между внутренним Родителем и Ребенка.
Для того чтобы нейтрализовать между ними конфликт применяются методики из транзактного анализа. Работа заключается во взаимодействии между эго-состояниями внутреннего Родителя и внутреннего Ребенка, где первый стабильно даёт поддержку второму.
Важно заново научить внутреннего ребенка слышать свои потребности и желания, а внутреннего родителя слышать внутреннего ребенка и желания, одновременно заботясь о нем и поддерживая его. Таким образом происходит исцеление, восстановление личности и жизнь меняется в лучшую сторону значительно быстрее.
Как завести механизм самоподдержки?
Чтобы научится поддерживать себя самостоятельно и вырасти в психологически зрелую личность нужно научится заменять критикующего родителя на поддерживающего.
Психика ребенка в силу возраста является незрелой и многие ситуации, особенно стрессовые её невозможно переработать. Травмы детства берут своё начало именно оттуда. Психика ребенка старается себя защитить и переводит травмирующую ситуацию на бессознательный уровень, откуда она и маячит всю жизнь человеку, не отпуская пока не будет переработана.
Именно по причине невозможности переработать ситуацию ребенок бежит к маме для того чтобы разместить в неё свою боль, страх, тревогу и получить поддержку и ощущение безопасности. Так называемые "психологические контейнеры" у ребенка и внутреннего и реального не сформированы в силу его возраста.
Также происходит и внутри структуры личности уже у взрослого человека.
Например происходит стрессовая ситуация, внутренний ребенок реагирует на неё, поднимается уровень тревоги. В этот момент многие люди отмечают внутри предательски знакомый, критикующий голос: "Неудачник! Ничего не получится! Не нужно было и начинать!". Этот голос появляется всегда бессознательно, на автомате. Внутреннему ребенку нужна поддержка в этот момент, а вместо этого он от себя же самого получает еще больше критики и ему становится ещё хуже.
В этот момент нужно сказать себе: “Стоп” и заменить критикующего родителя на поддерживающего, путем диалога: “ Ничего страшного, не у каждого человека получается с первого раза! Научишься! Исправишь! Подумаешь ошибся, с кем не бывает и т.п.”
В момент нейтрализации "конфликта" между внутренним Родителем и Внутренним Ребенком, появляется взрослая, зрелая часть, личность осознающая свою самоценность, обладающая самоуважением и уважением по отношению к другим людям.
На начальных этапах работы со своей осознанностью подобная смена родителя критикующего на поддерживающего это всегда волевой акт, а затем поддерживающий родитель уже начнет работать и включаться по требованию, самостоятельно. Жизнь человека, с этого момента, начинает ощутимо налаживаться,а самоценность и самоуважение расти.