Найти тему
Мозг всему голова

Как время беременности влияет на развитие ребенка

pixabay.com
pixabay.com

Ученые биологи часто используют мышей и крыс в своих наблюдениях, чтобы понять как устроены мы, люди. Сегодня расскажу про одно из таких – мегаинтересное исследование нейробиологов из американского Университета Эмори.

Ученый Дарлин Фрэнсис с коллегами решила разобраться, как влияют гены матери и окружающая среда на ребенка. Сильно упростив, скажу, что они изучали две группы мышей с разным поведением. В одной группе мыши были тревожные и пугливые, они медленно осваивались в новой для себя обстановке, во время стресса у них были сложности с обучением.

Во второй группе мыши были спокойные и в общем-то обычные, ничем плохим не выделяющиеся. Причем, различия между двумя группами были в основном генетические: мамы мышей из второй "спокойной" группы были заботливее, ласковее, больше чистили и вылизывали детенышей.

Ученые провели эксперимент: дали мышей "заботливых" родителей на воспитание к пугливым мамам и посмотрели, что будет. Как думаете, что-то изменилось? Ничего. Несмотря на непростой характер приемных родителей, мыши были такими же спокойными, как и их биологические мамы

Вы думаете, на этом команда ученых остановилась?

pixabay.com
pixabay.com

Нет. Они пошли еще дальше.

Ученые пользовались технологиями оплодотворения в пробирке. Группе "пугливых" матерей они пересадили оплодотворенные яйцеклетки "заботливых" матерей. Получается, пугливые вынашивали детей заботливых мам. Но на всякий случай они еще пересадили такие же "спокойные" яйцеклетки в другую группу "спокойных" мам. Чтобы проверить, не влияет ли сам процесс искусственного оплодотворения на развитие детей.

Потом эти детеныши родились и ученые наблюдали за ними. Повторю: первая группа детей "спокойной" линии вынашивалась и воспитывалась "пугливыми" матерями, вторая группа – "спокойными". Что же выяснилось?

Те мышки, которые по идее должны быть спокойны, и в утробе и в дальнейшем развитии показывали все черты своих приемных мам. Они вырастали такими же пугливыми, с проблемами в обучении и т.д. Вроде бы спокойные гены, но в другой среде – другой результат.

Но важно даже не это. А то, что благодаря этому исследованию мы можем предполагать, что влияние окружения начинается не с рождения ребенка, а с беременности.

Сложно определить какой именно фактор на это влияет – изменения мозга, гормональный фон, метаболизм или все вместе. Одно ясно: уровень стресса, или питание влияют на тревожность и способность детей к обучению даже во взрослом возрасте.

Напрашивается простой вывод: среда внутриутробного и младенческого развития – безумно важный фактор развития. Согласны?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать интересные факты из мира науки.

Источники:

https://scholar.google.com/citations?user=HgeHCxwAAAAJ&hl=en

https://www.amazon.com/Monkeyluv-Other-Essays-Lives-Animals/dp/0743260163