Согласно исследованию, внешние поощрения снижают внутреннюю мотивацию детей сопереживать и помогать окружающим ( Tomasello, 2009)
Стремление сопереживать и помогать окружающим естественно для всех детей и заложено природой. Конечно, в силу особенностей развития, детям с РАС нужна поддержка в укреплении и развитии этого стремления, в умение проявлять его так,чтобы это было понятно для окружающих.
Долгое время считалось,что система поощрений может помочь закрепить любое поведение, в том числе, связанное с помощью другим людям . Однако, результаты исследования показывают,что в этом вопросе поощрения не помогают, а только вредят.
В исследовании дети в возрасте 20 месяцев были разделены на группы. Дети из первой группы получали от взрослых внешнее материальное поощрение каждый раз, когда они пытались помочь другому человеку (например, получали игрушку). Дети из второй группы получали в таких ситуациях социальное поощрение (например, похвалу: “Ты молодец!”). Малыши из третьей группы не получали никаких поощрений, только нейтральную реакцию.
Результаты этого исследования привели к важным выводам. Уже в возрасте 20 месяцев у детей есть естественная внутренняя мотивация помогать другим людям. Интересно то,что похвала или нейтральная реакция никак не повлияла в дальнейшем на частоту поведения детей, связанного с помощью другим людям. Однако, получение материального поощрения в виде игрушки, еды или какого-то предмета, в дальнейшем снижало частоту поведения ребенка, связанного с помощью окружающим. У таких детей возникало стойкое убеждение,что помогать нужно только за вознаграждение. Можно сказать, что у таких детей уменьшилась альтруистическая мотивация (*я помогаю, потому что хочу помочь) и увеличилась нарциссическая мотивация (*я помогаю, только если что-то за это получаю) в их поведении и поступках. В долгосрочной перспективе это снижает внутреннюю мотивацию к социальному взаимодействию в целом.
Итак, желание помогать окружающим не зависит от вербального поощрения ( похвалы). Оно снижается при получении материального поощрения (игрушки, еды).
Что же может помочь детям с РАС научиться сопереживать, помогать окружающим и развивать мотивацию к социальному взаимодействию? Исследователи считают,что мы можем поддержать детей с РАС в этом, помогая им лучше понимать причинно-следственные связи и осознавать свои и чужие эмоции.
_____________________________________________
Перевод и пояснения: Анжела Суйналиева.
Источник: Michelle Garcia Winner ( We Thinkers! Series Volume 1 Social Explorers Curriculum)