Найти в Дзене

110. О кризисе «Интереса» и ключевой задаче педагогики

Сегодня мы еще раз поговорим о кризисе «Интереса», которому почему-то так мало внимания уделяют и возрастная психология, и педагогика. Да чего там мало, никакого внимания они ему не уделяют, его просто нет ни в одной возрастной модели развития. А, тем не менее, именно преодоление этого кризиса играет ключевую роль во всей жизненной истории личности. И кризис этот совершенно объективно существует. Кто-то его преодолевает и ему становится «интересно жить». В его жизни появляется желание учиться, осваивать новые территории, искать новых интересных знакомств и пр. И это на долгие годы делает его жизнь увлекательной и, чего там говорить, Счастливой. Есть даже такие персонажи (правда их не много, это редкая порода людей, с повышенным тональным дофамином), которым этой инерции интереса хватает до самой старости. Они даже, будучи преклонными стариками, всегда имеют несколько увлекательных хобби, огромное количество планов – куда сходить, что посмотреть, они готовы сорваться в любой момент и поддержать любую инициативу. Им, в общем, даже нет необходимости преодолевать последующие кризисы, им и так всю жизнь хорошо.

А что происходит с теми, кто этот кризис не преодолевает? Да ничего особо хорошего. Они проживают «неинтересную» жизнь, живут «как все», делают то, «что надо». Им не ведомо то, что ведомо счастливчикам, которые узнали, что такое «интерес». Они смотрят и читаю то же, что все смотрят и читают, поругивают власть, завидуют более богатым и успешным, именно на них направлена пропаганда и реклама, но самое главное - для них закрыты дальнейшие горизонты развития и соответственно – Счастья. Конечно, возможно, с ними случится чудо, как это случилось с Иваном Ильичом – героем гениальной повести Льва Толстого, и им откроется истинное Счастье, которого они никогда не переживали и не смогли бы пережить в жизни. Но к сожалению, это будет скорее чудом, которое и сам Иван Ильич пережил за считанные мгновения до смерти, и на которое надеяться конечно можно, но лучше предпринять какие-то усилия, которые дают более надежные результаты.

Основная проблема этого кризиса в том, что сенситивный период для его преодоления – с 10 до 18 лет. И вероятность преодолеть его в 10 гораздо выше, чем 18. А чем старше мы становимся, тем сложнее совершить эту революцию. То есть, это должен сделать с собой ребенок, который еще мало чего соображает и вряд ли серьезно рассуждает о вопросах личного роста и развития. На самом деле в 10 лет и без кризиса интереса развитие происходит достаточно бурное, и средний ситуативный тон достаточно высокий – особых стимулов преодолевать какой-то кризис нет. Сегодня – преодоление кризиса интереса – исключительно случайное событие. У кого-то он генетически предопределен – ну родился человек с «шилом в попе», не может он на месте сидеть, ему просто необходимо куда-то вписаться и залезть на какую-то гору, на сцену вылезти, компанию организовать. А кому-то просто повезло – нашелся товарищ, который заразил увлекательным занятием. Или появился мудрый учитель, который заронил интерес к преподаваемому предмету. Да-да, такое тоже случается. Мне, например, несказанно повезло, у меня таких учителей было несколько. Особенно я благодарен учительнице по литературе, которая чуть не насилием заставила меня буквально научиться читать и полюбить художественную литературу. К слову сказать, учителя все-таки скорее не формируют сам навык «интереса», а используют уже сформировавшийся навык увлекаться чем-то и направляют его в область своего предмета. Но все это случайности, которые либо случаются, либо нет.

Задача же состоит в том, чтобы сделать этот процесс – преодоления кризиса «Интереса» управляемым и планомерным. Но, к сожалению, у нас, взрослых - родителей, педагогов - нет какой-нибудь внятной и четкой методики того, как помочь ребенку нащупать этот первичный «интерес» и научить его генерировать. Это очень важный навык, который формируется в результате этого кризиса - уметь делать интересным все, что захочется. Именно эта способность и является целевой задачей методики преодоления кризиса «интереса».

Если угодно мы сейчас сформировали главную педагогическую задачу в терминах нашей системы. Задачей педагогики является формирование методики преодоления кризиса интереса у ребенка, и технологии, которая бы позволила преодолевшему этот кризис формировать интерес к любому виду деятельности, которой ему придется заниматься в жизни. К сожалению, современная педагогика очень далека не то, что от решения этой задачи, но даже от постановки задачи.

Мы тоже не очень далеко ушли в решении этой проблемы, так уж получилось, что в основном мы работали со взрослыми людьми и гораздо большее внимания уделяли до сих пор следующему кризису - «интеграции», о чем мы расскажем в свое время. Здесь я поделюсь только одним соображением о кризисе Интереса.

Многие из тех, с кем нам приходилось разбирать условия преодоления ими кризиса интереса, отмечали, что этому способствовала «зависть» (конечно белая). Как правило, в окружении ребенка существовал какой-то персонаж или группа, для получения внимания и приближения к которым, необходимо было освоить что-то новое. И это становилось стимулом для изучения, освоения какого-то нового пространства, становилось спусковым крючком «интереса». У меня, например, был приятель, с которым мне очень хотелось дружить. А его реально интересовала, представьте себе, классическая музыка. И что вы думаете, через какое-то время это стало интересовать и меня. В этой закономерности скрывается, на мой взгляд, определённая подсказка родителям – очевидно нужно помогать ребенку находить окружение, в котором высока плотность детей, которые уже преодолели кризис «интереса», благо сейчас таких возможностей много. Это конечно никакая не методика, но хоть что-то.

Гриша Сотников. 24.09.2020.