Найти тему
Мифы и игры

"А поновее ничего нет?", или анекдоты у сталкерского костра

Оглавление

Французский мыслитель Никола де Шамфор писал:

Обмен шутками — это поединок, правда бескровный; однако, подобно настоящей дуэли, он вынуждает нас быть сдержанней и учтивей.

Послушать умные анекдоты иногда бывает как бальзам на душу: серьёзные проблемы кажутся не такими уж серьёзными, а мелкие и вовсе исчезают на какое-то мгновение. Наверное, поэтому у сталкерского огня мужики всегда рассказывают шутки, небрежно так, но с чувством. А анекдоты мы все эти знаем уже назубок, и пусть где-то в глубокой червоточинке души от их вечного повтора становится скучно, всё равно останавливаемся на мгновение и слушаем.

Анекдот как анекдот

Тех, кого не очень привлекает теория, прошу пропустить этот подпункт.

Анекдот - это едва ли не одна из самых древнейших форм устного творчества. Раз рассказанная шутка перестаёт быть свежей, искромётной и цепляющей, но несмотря на это, уходя "в народ", она обрастает новыми поворотами событий, в ней изменяются детали, и через некоторое время можно вовсе не узнать своей старой доброй шутки. Анекдот, как и легенда, сказка, байка, т.е. любой другой фольклорный жанр, вариативен, потому что в одном селе Петька не любит женщин, а в другом - женщины не любят Петек, ну и т.д.

Анекдот даже можно сравнить с мифами, едиными для человечества: оба говорят о том, что вне зависимости от традиций, местонахождения, возраста цивилизации мы всегда можем найти такой мотив, который повторяется чуть ли не во всех культурах. Например, для мифа это может быть Апокалипсис, Рагнарёк, окончание цикла, Фрашо-керети... - эсхатологические мифы, или мифы о конце света. С анекдотом чуть сложнее, потому что у разных народов мы вряд ли найдём похожие сюжеты, но вот на относительно общих территориях - страна, область, город - могут встретиться близкие как по содержанию, так и по смыслу анекдоты.

Если говорить об анекдоте, как о жанре фольклора, то вы никогда не узнаете откуда ноги растут - вам не укажут на автора шутки. А если вы его не знаете, то можно городить всё, что вздумается. Но, как в любой шутке, в анекдоте есть доля правды, доля "народности". Это всё потому, что анекдот про фантастический мир, никому не знакомый и не интересный, - не анекдот. Слушатели - те, кто живёт в бытовой действительности говорящего, а потому они понимают, о чём идёт речь в анекдоте, и не стесняются деталей, которые, возможно, вывели бы из себя представителя другой "народности" (здесь не имеется в виду национальность).

Самое главное, без чего анекдот никогда не состоится, - это умение говорящего рассказать шутку, выделить "пуант", ту самую "смешную" часть. На деле она не столько "смешная", сколько подходящая к основной части анекдота. Шутки строятся на несоответствии: слово и действие, мечта и реальность, или, чтобы было понятнее, муж и тёща. "Пуант" переворачивает всё, что было сказано ранее, делает обычную ситуацию комичной, нестандартной и заставляет слушающих смеяться.

Теперь перейдём к шуткам из серии игр "S.T.A.L.K.E.R.". Тексты взяты отсюда.

Сталкерский костёр (лирика)

Запах жареного хлеба и только что открытой консервы приятно щекочет нос. Кто-то уселся на траву, чтобы слегка отдохнуть и дальше двинуть за новыми артефактами; кто-то беспечно бродит рядом, стараясь не выдавать своего интереса к историям, которые вот-вот прозвучат; кто-то чистит автомат, вспоминая недавнюю вылазку и грустный взгляд погибшего товарища. Мужики заворожённо смотрят на прыгающий костёр, тихо потрескивающий и разбрасывающий искры к их ногам. Лёха Горбун, откусывая от колбасы приличный кусок, хмыкает и рассказывает:

Допрашивает как-то «погонник» опытного сталкерюгу:
— То есть вы признаете (официальным тоном), что в нетрезвом виде пытались покинуть территорию Зоны, в районе 12-го блок-поста и имели при себе запрещенные к выносу за ее пределы предметы (вопрошает)?
Ну того запарило третий час под конвоем сидеть… Он и ему говорит:
— Так… я! Признаю, командир (почти крича)! Все признаю — вот те крест! Был бы трезвый — (недовольно скалится и выделяя каждое слово) я бы в жизни мимо вас, уродов, с хабаром бы не поперся.

Смех взрывает тихое ночное небо. В хохочущих глазах пляшут крохотные огоньки, чей-то недовольный голос вставляет: "Блин, так не смешно же!" Ему никто не возражает, но и поддержки он не находит. Лёха, довольный своим рассказом, доедает колбасу и удобнее устраивается на земле. Эту шутку он услышал ещё на Кордоне, когда проходил мимо автобазы, думал, чем помочь сталкерам. А здесь, у Бара, в хорошей компании, почему бы не рассказать хорошую шутку?

-2

Серёга Кабан достаёт свою вечную подругу - гитару - и проводит по ней чёрными от пыли и грязи пальцами. Знакомые мотивы льются из-под туго налаженных струн, часто слышимые со всех концов Зоны, но до сих пор хватающие за душу и холодящие пальцы. Уставшие, полуголодные, с натёртыми от тяжёлых рюкзаков плечами, с парой-тройкой тысяч, оставленных на чёрных день себе или своей семье, мужики сидели притихшие, вдумчивые. Музыка залечивала их ноющие раны, успокаивала и ободряла; не хотелось никуда идти, ничего делать. Остаться бы здесь навсегда, у горячего костра, с краюшкой хлеба в руках, с гитарными переливами в ушах и задорным анекдотом на губах.

Женька Кощей прокашливается и будто невзначай произносит: "Вспомнил вот..." Сталкеры уже готовы слушать его, и, что бы он там ни рассказал, они знали: им обязательно понравится эта байка.

Встречаются двое сталкеров:
— Слышь (веселым тоном), а ты про Васю, ну того, который еще в детстве хотел летчиком стать, знаешь?
— А че с ним (интересуется)?
— Да он вчера в траамплин попал (восхищенно)!
— Оппа (очень удивлен)…
— Угу… Сбылась, (выделяя каждое слово) можно сказать, у человека заветная мечта. Полетел!

Мужики смеются.

Прелесть анекдотов в играх

Это было экспресс погружение в атмосферу игр, а теперь перейдём к делу и поговорим о сути анекдотов.

Было бы странно, если бы анекдоты на Зоне были бы не о Зоне - в этом и заключается их "народность". Территории, о которых рассказывают, монстры, упоминаемые в историях, группировки, имена - всё, взято из действительности и приправлено несоответствиями. Часто героем выступает тот, кто ближе всего говорящему или ему ненавистен, т.е. долговец никогда не расскажет шутку про бандита.

-3
Сидят два сталкера в Баре. Выпили уже хорошенько И обсуждают всех вокруг:
— Самые ленивые. Это военные (поддато)… Сталкеров НА самом кордоне грабят… Атабрал хабар (недовольно). И тут же через сто метров продал Сидоровичу (усмехается).
— Нннеее. ТЫ не прав (возражает). САМЫЕ ленивые ЭТО торговцы (недовольно). Я вот знаю одного… Так он СПЕЦИАЛЬНО пораньше встает, ЧТОБЫ по-дольше ни хрена не делать.

Некоторые шутки имеют различные концовки, например, долговцы рассказывают так, а свободовцы по-своему. В этом их вариативность и прелесть: кому было бы интересно слушать один и тот же анекдот у разных группировок, ценностно ориентированных по-разному.

Попал как-то сталкер на экскурсию в ад.
Ему показывает черт муки, которые грешники терпят: (с восхищением) Кипящая смола! ПЛЕТКИ! Раскаленные УГЛИ! Огонь кругоммм… Вопли. Серой воняет…
Сталкер посмотрел на все это и говорит чертям:
— Ну что, чуваки (спокойно). (Вздыхает). Тепло у вас тут. СУХО. Эх… Да и развлечений у вас тут побольше, чем у нас, на Болотах (С тоном скепсиса). Так что я пожалуй… тут останусь (улыбается).

И её второй вариант:

Попадает сталкер в АД.
Черт при проходной начинает втирать: как теперь СИЛЬНО мучаться придется.
— Сначала, — мол, — изваляют в дерьме. Потом сунут в ЧАН с кипящей смолой. Потом в горло зальют жидкую СЕРУ. Потом, — тут его сталкер обрывает.
— Старичок (со знанием дела), я понял. Програма СТАНДАРТНАЯ — лечебные грязи, там. ВАННА. Потом можно завалиться в БАР… (Вспоминает, что что-то забыл) Ты мне лучше скажи… Где на вашем курорте ПОСТРЕЛЯТЬ можно? А то все навыки растеряю.

Заметим, что вариативность будет верна только для первых двух игр, в "Зове Припяти" вам не дадут услышать альтернативных концовок, потому что их попросту нет. Но от этого они не становятся хуже. "Пуанты" на своих местах, выполняют работу добросовестно.

-4

В некоторых шутках можно узнать оригинальные, взятые из жизни и переложенные на "зоновский" мотив, например, шутка про заблудившегося охотника и медведя становится шуткой про заблудившегося долговца (сталкера) и кровососа:

Заблудился как-то долговец и кричит:
— Люди (протяжно), отзовитесь, кто нибудь аууу.
Тут его кто то догоняет и… хлоп сзади по рюкзаку. Ну он оборачивается, а там стоит кровосос. Грустный такой. И хлюпает ему:
— Чего орёшь, а?
У долговца уже полные штаны ежиков… но он все-таки отвечает:
— Я того (нервничает), запплутал. Кричу, вот может кто-нибудь услышит (неуверенно)?
Кровосос помолчал, помолчал и говорит ему:
— Ну я вот услышал (очень недовольно) и чего теперь делать будем?

Анекдоты в играх сделаны с гениальным чутьём и особой любовью, их хочется слушать вечно, несмотря на то что знаешь все наизусть. Они добрые, немного острые, но органичные постапокалиптическому миру, миру суровых мужчин и ядрёной водки. В них серьёзнее раскрывается соперничество между долговцами и свободовцами; анекдоты расширяют мир "S.T.A.L.K.E.R."а, делают его полным, завершённым.

Такие места, как сталкерские костры, или таверны в каком-нибудь "Skyrim", дарят не только интересный лор, но и чудесные минуты расслабления, отдаления от игровых задач, ведь иногда даже от них устаёшь. Они составляют ту самую атмосферность, которая вам вспоминается в разговорах об игре. И это здорово - разработчики на совесть выполнили и перевыполнили свою работу.

Надеемся, что эта статья получилась занимательной. Спасибо за внимание! Чтобы ничего не пропустить, особенно по стаканчику, подписывайтесь на канал! :-)

Ссылка на чат

Юмор
2,91 млн интересуются