Если с понятием «манга», идущим рука об руку с «аниме», знакомо большинство зрителей, то о «маньхуа» слышали разве что увлеченные комиксом вообще и китайской визуальной культурой в частности.
Маньхуа дословно переводится как «свободный рисунок», и обозначает китайский комикс, у которого кстати древняя и богатая история. Еще не так давно – в 90-е годы – маньхуа пребывал в глубочайшем кризисе и не мог конкурировать с японской мангой, оккупировавшей китайский рынок. Авторы за основу сюжета комикса брали серьезную литературу, тем самым ограничивая круг читателей. А художники не считали иллюстрацию искусством – предпочитали обходить ее стороной, чтобы не замарать свое имя.
Но все меняется с началом 2000-х. Правительство озаботилось маньхуа – авторскими правами и инвестициями, что незамедлительно принесло свои плоды. Появились не только интересные истории для разных категорий публики, но и качественная картинка, что способствовало даже распространению китайского комикса за рубеж.
Несмотря на японскую модель манги, маньхуа все же обладает отличительными чертами – цветным изображением, четкими фреймами, отсутствием фокуса на деталях. Внимание сосредоточенно на жизни героев в пределах современного китайского общества, которое представлено в комиксе лучшими своими сторонами.
Студия Мосспак
Студия Мосспак / Источник
Один из крупных создателей маньхуа сегодня – студия «Мосспак», основанная в 2010 году. Свое название она получила от главы студии Мосса, который стал известен после участия в конкурсе «Золотой Дракон» в номинации «Лучший оригинальный комикс». Вместе с двумя другими художницами – Олд Сянь и Тан Цзю, также неоднократно удостоенных премии «Золотой дракон» – представляют основной костяк студии. У иллюстраторов не один совместный проект, например, «Теплоемкость любви» и «Джокер Денни» работы Олд и Мосса. Художники настолько вовлечены в творческий процесс, что даже создали своих собственных анимационных персонажей в качестве альтер эго. Мосс изображает себя в виде беловолосого парня с небольшим рогом на лбу, Олд – парень-художник в черной кроличьей маске, а Тян – светловолосый парень-геймер.
Олд, Мосс и Тян
Олд, Мосс и Тян / Источник
Среди наиболее популярных сольных проектов художников стоит отметить «Однажды» за авторством Олд из сборника «19 дней». История, написанная в жанре сёнен-ай, одновременно и о любви, и о дружбе парней.
Однажды
Однажды / Источник
В похожем жанре выполнена работа Тан Цзю «Их истории», только в качестве главных героев здесь девушки – маньхуа для любителей сёдзе-ай.
Еще один художник студии – ученик Мосса Амэнь, известный историями про енота Амэня (опять-таки своеобразное альтер эго), ежедневно помогающего людям, которые оказались в трудной ситуации. Цзи Чуаньлю тоже среди новичков, но уже порадовала фанатов студии комиксом «Мой старший брат - идиот» – историей о взаимоотношениях старших и младших детей, отчасти биографической. Кроме перечисленных, в студии есть еще один автор, правда работающий «на удаленке». Рэй проживает в США и помимо маньхуа создает иллюстрации для компьютерных игр.
Мой старший брат - идиот
Мой старший брат - идиот / Источник
Художники студии «Мосспак» творят в канонах маньхуа. Истории, которые они актуализируют, предельно чувственны и эмоциональны, дополненные изображением они не оставляют читателя равнодушным к их героям и происходящими с ними событиями.
Работы «мосспаковцев» иллюстрируют достижения китайского комикса последних лет. На них стоит обратить внимание, если интересен комикс вообще, или же вы устали от японской манги, а может просто хотите узнать о «китайском» побольше.