Заниматься стартапом может любая команда, но для лучшего результата идеальной командой будет такой состав:
- Лидер. Человек, который больше всех заинтересован в успехе проекта, готовый взять на себя риск и ответственность и жаждет результатов. Часто это идеолог проекта.
- BizDev. Человек, который отвечает за развитие бизнеса и продажи.
- Tech guy. Инженер, разработчик, технолог. Тот, кто непосредственно делает продукт.
- Маркетолог. Человек, который привлекает клиентов к продукту.
- Дизайнер. Ответственный за красоту и юзабилити продукта для клиента.
Трекеру (человек, управляющий стартапами) отводятся такие задачи:
- Задавать правильные вопросы.
- Эмоционально поддерживать лидера.
- Предлагать идеи.
- Вдохновлять личным примером.
Он преследует цели:
- Следить за фокусом, самым важным именно сейчас.
- Поддерживать скорость движения вперед.
- Нацеливать на конечный результат в каждый момент времени.
Трекер не должен:
- Делать работу за лидера – руководить проектом, брать ответственность, становиться частью команды или партнером.
- Вдохновляться идеей, терять холодный рассудок и нейтральное отношение.
- Продвигать чьи-либо интересы.
Что именно делает трекер
Обычно для эффективного взаимодействия с командой стартапа трекеру достаточно проводить 1-2 раза в неделю тридцатиминутный трекшен-митинг, один раз в неделю встречу с глубоким разбором ситуации и раз в месяц демо-дни. Митинги необходимы, чтобы сверить, что планировалось, что сделано, что планируется. Глубокий разбор – это обсуждение проблем, возможностей, принятие ключевых решений. Демо-день – день, когда каждая команда презентует проект и его динамику перед широкой аудиторией.
Для стартапа крайне важно, чтобы о разработке и ее ходе знал широкий круг людей. Эффективнее будет проходить знакомство окружающих со стартапом, если выступающие будут владеть навыками презентации, обучить которым лучше всю компанию на тренингах, включив их в программу корпоративного обучения.
Трекер может быть лидером, но при наличии лидера он не должен брать на себя лидерские качества и ответственность. Модель, при которой трекер является и лидером, называют стартап-инкубатором. В отличие от акселератора, инкубатор предоставляет не только методологическую поддержку, но и физическую инфраструктуру.
Что такое стартап-студия и как она работает
Стартап-студия – это место где собрались люди, сформированные в команду. Они умеют проверять гипотезы и делать продукт. У них есть методология и внутренние правила, используя которые они могут получить бизнес-идею и вернуть ее заказчику с фактическими результатами и заключением, а если идея принимается, берут ее в работу и отчитываются перед заказчиком по ходу проекта.
Для успешной работы стартап-студии, ее участники должны знать методологии:
- Lean startup.
- Customer development.
- Scrum.
- Agile.
- Lean six sigma.
- Теория ограничения систем.
Чтобы получился стартап, у клиента должна быть проблема, у проблемы – решение, и у решения – рынок.
Стартап – это всегда неизвестность. Успешный стартап начинается с определения командой своего «уровня незнания». Выясняется, что именно неизвестно, только после этого начинаются поиски ответов.
Этапы развития стартапа, ориентировочная длительность и результат каждого:
- Убеждаемся, реально ли существует гипотетический клиент, нуждающийся в нашем продукте. 2 недели. Результат – найдет один или несколько клиентских сегментов.
- Убеждаемся, что у нашего клиента действительно есть проблема. 2 недели. Результат – проблема подтверждена.
- Убеждаемся, что клиентов с обнаруженной проблемой достаточно для нашего бизнеса. 3 дня. Просчитан размер рынка в деньгах и прогноз изменения.
- Разрабатываем и тестируем решение, создавая несколько версий продукта, с каждой версией все сложнее, и проверяем, что каждый раз решение работает. 2-4 недели. Готов MVP, есть подтверждение, что он решает проблему клиента.
- Формируем и проверяем ценность решения. 2 недели. Доказано, что продукт решает проблему и приносит ценность.
- Тестируем бизнес-модель – убеждаемся, что за решение клиенты платят столько, сколько для нас выгодно. 3-4 недели. Найден способ получения денег от клиента, посчитана финансовая модель на 1-3 года.
- Масштабируем – убеждаемся, что если на маркетинг потратить в 10 или в 100 раз больше, то разница между доходами и расходами будет положительной и будет расти.
Самое главное в стартапах – не делать то, что никому не нужно.