Найти тему
Digital Reviewer

Летная академия DJI: закон о БПЛА и регистрация дрона

Оглавление
Время чтения: ≈ 4 минуты

Одна из самых важных тем — регистрация дрона и закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Когда, как и где разрешено летать квадрокоптерам? Как регистрировать устройство? Что грозит за нарушение? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Куда бы вы не отправились, знание местных законов является первоочередным как для новичков, так и для профессиональных пилотов БПЛА. Соблюдая законы, вы обеспечиваете безопасность себе, своему устройству и окружающим. А кроме того, вы подаете хороший пример для остальных и формируете правильное общественное мнение об использовании беспилотных летательных аппаратов.

В абсолютном большинстве стран в мире существуют правила и законы, регулирующие полет квадрокоптеров. Контролирующими органами выступают государственные регуляторы в области гражданской авиации и полиция. В России за этот вопрос отвечает подразделение Минтранса Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ). Иными словами, Росавиация.

Согласно новым поправкам Постановления Правительства от 03 февраля 2020 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации”, обязательной регистрации подлежат все дроны весом от 250 г до 30 кг. Заявление о регистрации можно отправить в бумажном виде “Почтой России”. Существует также способ подачи заявления онлайн через портал Госуслуги, но правда пока только условно. В действительности этого сделать невозможно.

-2

Что указать в заявлении?

Обязательным требованием отправки заявление является наличие фотографии квадрокоптера. Можно сделать даже несколько фото, что называется, для пущей важности. Дополнительно следует указать подробно характеристики устройства, а также полное наименование продукта и производителя. Если, например, вы сделали дрон своими руками, то придется указать свои собственные данные. Наконец, последнее, — это личные данные о пользователе. Подробнее об этом можно изучить на сайте ФАВТ.

По завершении процедуры пользователю будет выдан уникальный номер, который необходимо нанести на корпус беспилотного аппарата. Сроки получения — от 3 до 10 рабочих дней.

Несмотря на такое, возможно, сложное объяснение, процедура относительно простая и доступная для каждого.

-3

Не так страшен закон, как его толкуют

С регистрацией беспилотного устройства все должно быть понятно. Что же касается других правок в закон, то здесь также все относительно просто. Однако давайте разберем основные пункты, которые необходимо знать владельцу беспилотника.

-4

- Пункт 2 закона о БПЛА исключает понятие “беспилотного летательного аппарата”. Теперь все летные суда имеются “беспилотным воздушным судном”.

- Разрешение на полеты над территориями населенных пунктов БВС не требуется для судов максимальной взлетной массы менее 250 грамм. То есть, если ваш квадрокоптер весит 249 граммов (DJI Mavic Mini) и менее, никаких документов на полеты не требуется. Однако, существуют другие ограничения.

- Полеты разрешено осуществлять в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земной или водной поверхности

- Полеты разрешено осуществлять “вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”".

- Не требуется составлять и согласовывать план полета для получения разрешения у контролирующих воздушные полеты органов на беспилотные летательные аппараты весом менее 30 кг.

Выявить все запретные и ограничительные зоны полета, а также спецзоны и диспетчерские, можно на сайте fpln.ru (сервис Полетные планы) с помощью специальных фильтров. Разберем на примере Москвы и Московской области.

Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр CTR/CTA
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр CTR/CTA

Для определения наличия диспетчерских зон необходим фильтр CTR/CTA. Это означает присутствие рядом аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации.

Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр CTR/CTA. Наличие аэродрома(ов) в районах северной части Подмосковья (Зеленоград, Химки, Долгопрудный, Лобня)
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр CTR/CTA. Наличие аэродрома(ов) в районах северной части Подмосковья (Зеленоград, Химки, Долгопрудный, Лобня)
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр CTR/CTA. Наличие аэродром(а)ов в районах ТиНАО и го. Домодедово
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр CTR/CTA. Наличие аэродром(а)ов в районах ТиНАО и го. Домодедово

Запретные зоны обозначены красным контуром и дополнительно заливкой, если речь идет о нахождении в месте военного объекта. Под такие объекты также попадают заводы и предприятия государственного значения и военно-промышленного комплекса. Не перепутайте с красным контуром, которым обозначены спецзоны.

Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Запретные зоны.
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Запретные зоны.

Важно, что в поправки закона о БПЛА внесено изменение в понятие “неконтролируемого аэродрома”, то есть аэродрома, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание. Таким образом, данные зоны являются запретными для полета в радиусе 5 километров, однако отслеживать их придется самому пилоту, без взаимодействия с диспетчерской службой в случае необходимости.

Зоны ограничения полетов включают в себя спецзоны. Обозначаются они красным контуром.

Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Ограничение полетов.
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Ограничение полетов.
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Ограничение полетов.
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Ограничение полетов.

Специальные зоны, как отдельный фильтр, отображаются в виде самолетов, парашютов, парапланов. Собственно, и означают они наличие прочих воздушных судов в данный момент на определенном участке. Включают также в себя аэродромы и аэроклубы, в том числе НПС, посадочные площадки и взлетные полосы. Эти зоны являются воздушно-охраняемыми, а значит полеты квадрокоптеров там запрещены.

Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Специальные зоны.
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Фильтр Специальные зоны.

Аэродромы и вертодромы обозначены на карте цветными кружками. Если вокруг кружка при включенном фильтре CTR/CTA не наблюдается диспетчерской зоны (зеленый контур), значит это неконтролируемый аэродром.

Сервис Полетные планы (fpln.ru). Ограничения полетов. Наличие аэродромов и вертодромов
Сервис Полетные планы (fpln.ru). Ограничения полетов. Наличие аэродромов и вертодромов

Отдельно стоит затронуть ограничение полетов “над местами проведения публичных мероприятий”. На карте Полетных планов это никак не обозначается. Понять, о каких именно мероприятиях идет речь, сложно. Обратимся к Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", где

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Характерной особенностью публичного мероприятие является предшествующее ему уведомление о проведении публичного мероприятия.

-13

Идем далее. Охранные мероприятия тоже значатся в законе о БПЛА. По определению из Федерального закона “О государственной охране

Охранное мероприятие — совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

То есть если в зоне планируемого полета находится что-то или кто-то охраняемое органами, то придется получать разрешение на ИВП.

И наконец, официальные спортивные соревнования, в период и над которыми летать на дронах запрещено. Здесь все немного проще, поскольку подобные мероприятия чаще всего значатся на сайте Минспорта РФ. Уточнить проведение того или иного можно с помощью Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Не стоит забывать, что запрещены полеты над охраняемыми природными зонами и над частной собственностью. Нарушение последнего пункта влечет за собой уголовную ответственность. Изучить запретные зоны для полета можно также на сайте DJI.

-14

Ответы на вопросы

“У меня беспилотник массой менее 0,25 кг. Нужно ли разрешение на ИВП для него? Вопрос возник вследствие того, что при отправке Заявления на разрешение на ИВП требуется указать учетный номер, а согласно закону, для БВС массой менее 250 г, регистрация таких дронов не нужна. А значит учетного номера не будет”.

Отвечаем: разрешение на ИВП в зонах, где оно требуется, получать придется. Вне зависимости от массы беспилотного летательного судна. При получении разрешения следует указать “не требует постановки на учет”. Запрос на ИВП подается в местные органы самоуправления. В Москве это Росавиация, а в Екатеринбурге, например, — Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга.

-15
“Зона ДП — диспетчерская. У меня в городе, согласно карте, имеется зона ДПП. Что это такое и нужно ли получать разрешение на использование воздушного пространства в этой зоне?”

Отвечаем: ДПП — диспетчерский пункт подхода. В зоне также необходимо получать разрешение на полет.

-16
“В Тамбовской области имеется один аэродром гражданской авиации. Есть также два других, которые занимают ⅔ области. В пункте 52 закона указано, что нужно получать разрешение на полеты в пределах диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации. Есть ли понимание распространяется ли это на ДЗ военных аэродромов?"

Отвечаем: ДЗ военных аэродромов относятся к запретным зонам и обозначаются на карте красным контуром. Для полетов в этих зонах также необходимо получать разрешение. Советуем также дополнительно связаться с дежурными аэродрома.

"У меня разбился беспилотник. Что делать с регистрацией, как аннулировать и надо ли?"

Отвечаем: Да, при утере или повреждении беспилотного летательного аппарата необходимо подать заявление в Росавиацию об отмене регистрации. В заявлении требуется указать полные характеристики БПЛА, сведения о владельце и причину отзыва учетного номера. Успеть подать письмо нужно в течение двух рабочих дней после аварии и кражи.

"Я решил продать беспилотник. Что делать? Как передать заявление новому владельцу? Нужно ли подавать данные о продаже дрона в Росавиацию?"

Отвечаем: В течение 10 дней необходимо подать заявление в Росавиацию о смене владельца квадрокоптера. Также дополнительно указываются информация о продавце о покупателе. Покупатель также может подать заявление самостоятельно.

-17

Незнание закона не освобождает от ответственности

Последний и, пожалуй, главный пункт — это ответственность за нарушения закона. В зависимости от ситуаций на владельца БВС могут быть наложены те или иные ограничительные меры. Чаще всего это штрафы, но существует высокая вероятность, что за границей вас могут и задержать с изъятием устройства.

В России же специальных штрафов, прописанных где бы то ни было, за нарушение правил регистрации БПЛА не предусмотрены, но в Кодексе об административных правонарушениях есть ответственность за нарушение правил пользования воздушным пространством. Так, сумма штрафа за нарушение при регистрации может достигать 2 тысяч рублей. В случае полета на незарегистрированном БВС штраф составляет те же 2 тысячи. А если вы решили испытать судьбу, и используете незарегистрированный дрон в запретных зонах или зоне ограничения полетов, то штрафы для физических лиц могут достигать 50 тысяч рублей, для юридических - до 300 тыс. рублей. Если при этом осуществлялась фото- и видеосъемка, то придется заплатить еще пять тысяч рублей.

В каждой стране существуют свои правила и прописаны собственные законы. В зависимости от страны и региона на пользователей налагаются штрафы за нарушение законов. Не стоит рисковать и лучше всего заранее позаботиться о внутренних правилах региона. Если у вас остались вопросы, можно задавать их прямо в комментариях ниже. Кроме того, владелец беспилотного летательного аппарата может обратиться в сервисный центр DJI или компании, где приобреталось устройство, или непосредственно в авиаругулятор.

-18
Читать другие материалы:

Лучшие квадрокоптеры 2020: рейтинг по отзывам и обзор

ТОП страхов использования дрона: развеиваем мифы

Планируем аэросъемку: 5 способов не дать дрону улететь навсегда

Квадрокоптеры DJI 2020 – Гид по лучшим из лучших