Найти тему
КРОСС клуб

Психологическое айкидо

Оглавление
Часть 1
Часть 1

Психологическое айкидо — это способ уйти от конфликта и направить усилия оппонента против него самого

Есть ряд приемов айкидо, которые достаточно универсальны. А есть приемы, которые можно использовать только в определенных случаях. Давайте рассмотрим и тот и другой вариант на примере.

Профилактическая амортизация

Это достаточно универсальный прием. Как его использовать?

Когда вы слышите в свой адрес манипулятивные фразы, например, «мы все знаем, что вы очень ответственный и отзывчивый человек», и подозреваете, что после этого последует какая-то просьба, можно использовать профилактическую амортизацию. Вы говорите примерно следующее: «Приятно от Вас это слышать, потому что Вы хвалите меня искренне, не то что другие, которые хвалят, если им что-то от меня нужно».

Прием хорошо работает в таких случаях:

  • когда необходимо профилактировать, предупредить просьбу;
  • при лести, похвале, если ожидаете, что последует просьба;
  • для профилактики реакции других людей.

Что имеется в виду под профилактикой реакции других людей? Например, у вас что-то не получилось, вышло не так, как планировали, или что-то не успели по работе. Можно подойти к руководителю и сказать: «Иван Иванович, Вы сейчас станете сердиться и будете абсолютно правы, потому что не получилось справиться с этим объемом работы. Считал, что успею, но не справился».

В таком случае вы как бы проговариваете за человека реакцию, которую он мог дать, и это очень ослабляет проявление его агрессивной реакции. Также вы показываете, что уже сами себя наказали и готовы к агрессии. Вы признаете свою вину, не оправдываетесь и понимаете, что сами что-то сделали не так.

Стратегический способ

Это не совсем прием, а скорее способ общения. Эта техника психологического айкидо уже посложнее и требует более тонких настроек, понимания ситуации, определенных знаний о позициях в общении (Родитель, Взрослый, Ребенок по Э. Берну)

Суть его сформулирована следующим образом: «Мой партнер по общению ведет себя так, как хочет, а я веду себя правильно».

Это значит, что вы выдерживаете тот легитимный (признаваемый вами и партнером) уровень общения, который соответствует данной социальной ситуации. Например, выдерживаете линию общения:

  • На работе. Когда общается начальник и подчиненный, начальник занимает роль Родителя, а подчиненный Взрослого. Если кто-то из собеседников пытается занять другую роль, например, начальник хочет занять позицию Ребенка, то возникают сложности. В этом случае подчиненному важно выдерживать свою роль Взрослого.

Когда человек держится правильной линии поведения, то им труднее
манипулировать, на него сложно и дискомфортно давить. И партнер
неосознанно возвращается в ту позицию, которая соответствует ситуации.

  • На переговорах. Все манипуляции и уловки в переговорах направлены на то, чтобы создать коммуникативное неравенство. Легитимный уровень общения в переговорах «Взрослый — Взрослый». И нужно уметь держать эту линию, не скатываясь в позицию Ребенка.
  • В продажах. В самом начале общение строится по следующей схеме: «Родитель — Взрослый». Важно не переходить в роль Ребенка при общении с тем, кто продает вам что-либо, иначе на вас будет проще давить.
  • При обучении. Это схема «Взрослый — Ребенок», так как учатся лучше всего из детской позиции. Учитель из взрослой позиции рассуждает, аргументирует, а обучающийся воспринимает это из детской позиции, с интересом слушает и задает вопросы.

Таким образом, важно выдерживать правильную позицию при общении. Партнер через время подстроится под это и начнет отвечать вам из той позиции, к которой вы обращаетесь.

Если до этого вы не слышали про психологическое айкидо, то попробуйте на практике первый прием и посмотрите на результаты. О других приемах поговорим позже.

Автор: Борис Литвак, директор клуба КРОСС, психолог, бизнес-тренер

#психологическое айкидо #амортизация #психологическая амортизация #манипуляции #давление #профилактическая амортизация