Знаете ли вы имя первой фотомодели в истории?
Это графиня Вирджиния ди Кастильоне, итальянская аристократка и звезда французского двора времен Второй империи. В историю, однако, она вошла своей ролью в становлении фотографии. Ее знаменитые портреты находятся в богатой коллекции Антуана де Гальбера, часть работ из которой сейчас представлена в МАММ на выставке в рамках Фотобиеннале-2020.
Приехав в Париж в 1855 году по заданию своего кузена, премьер-министра Сардинского королевства, чтобы помочь объединению Италии, она вскоре стала фавориткой Наполеона III и заметной фигурой в политической жизни страны.
Современники писали про Вирджинию: «Она появлялась среди публики словно богиня, сошедшая с небес». Графиня одной из первых оценила значение фотографии и использовала ее как главный инструмент самопродвижения в бурную эпоху раннего модерна.
Придворный фотограф французского монарха Пьер-Луи Пьерсон за более чем 40 лет их творческого союза, с 1856 по 1895 годы, создал более 400 ее фотопортретов. На них она представала в мистических образах, заимствованных из популярных произведений литературы, театра и оперы тех лет. Сегодня этот культурный пласт интересен как первый в истории пример фотонарциссизма, родившийся задолго до появления социальных сетей.
Графиня часто обращалась к особому жанру фотографии, который в эпоху инстаграма получит название shoes selfie. Сохранилась целая серия снимков, где изображены только ноги Вирджинии, что в то время было верхом эротизма в общественном поле. Понимая силу новых медиа, она даже придумала специальную серию «Месть», которую отправляла своим недоброжелателям и завистникам – на этих снимках графиня выступала в образе гневной фурии с кинжалом.
Жизнь эксцентричной графини и ее любовь к фотографии породили множество легенд. Говорили даже, что под конец жизни она намерилась из собственных фотопортретов составить экспозицию на Всемирной выставке в Париже, назвав ее «Самая красивая женщина века».
До конца жизни графиня ди Кастильоне сохранила таинственность своего образа «божественной красоты», после падения Второй империи практически не появляясь на публике и используя фотографию как единственный способ своего публичного существования.
Узнать подробнее о выставке и купить билет: https://clck.ru/QwhQs