Почему я пришёл работать в бар? Я был молод, мне нужны были деньги. Никаких глубоких подтекстов, вроде творческой самореализации, общения, новых знакомств и невероятного комьюнити не было.
Почему я остался работать в баре? Увидел, что, кроме зарабатывания денег, здесь есть невероятные возможности для творческой самореализации, общения, новых знакомств, а ещё и невероятное комьюнити.
Это действительно невероятные черты нашей профессии, которые подкупают многих связать с ней жизнь. А ещё, они создают огромные проблемы.
Заводы стоят, одни творцы в стране!
С общением и знакомствами всё понятно. Вещи важные, но должны даваться всем гостям. Нужно просто правильно приоритеты расставлять, это с опытом приходит. Сегодня не об этом.
Как писал в прошлой статье, творчество в баре должно быть уместным и строго дозированным. Более того, в баре нужно не творчество, а креатив.
Творчество и креатив – не одно и то же!
Не уверен, что эта терминология общепринята, однако такая система координат сложилась в моей голове на основе всей прочитанной литературе по теме.
Творчество – создание чего-то нового в результате озарения\вдохновение.
Креатив – процесс решения поставленной задачи с применением нестандартного\творческого подхода.
Иными словами: творчество создаёт проблемы, креатив их решает.
Например: стукнуло в голову некоему бартендеру-творцу сделать новый коктейль.
Снизошло вдохновение, малина и рассол из банки огурцов, гениально! Дальше есть два пути.
- Первый: он смешивает это говнище в пределах своей начитанности, даёт всем попробовать, все морщатся, творец заявляет, что у них просто вкус недоразвит, они плебеи, которые не способны осознать всю его гениальность.
- Второй вариант и того хуже: после первого (экскремента) эксперимента, когда становится понятно, что идея так себе, наш художник не останавливается и начинает пробовать разные варианты: подбирает сорт малины, составляет особый рассол, выпрашивает у друга с лабораторией доступ к роторному испарителю, чтобы сделать дистиллят, и т.д.
Справедливости ради, этот подход гораздо более верный в рамках глобального развития индивида. Но что мы имеем в моменте?
Даже если коктейль получится вкусным, потребности в нём нет. Во время всех мук творчества, работа бара не остановилась: есть гости, которых надо обслуживать, административные дела, с которыми неплохо бы помочь бар-менеджеру, да что я вам рассказываю, все и так шарят!
Но нет! Вдохновение пришло, пусть весь мир подождёт!
Что же такое креатив и чем он лучше?
Как уже говорилось, креатив решает проблемы и задачи.
Например: нам нужно сделать коктейльную карту, это задача. У двух коктейлей из карты выросла себестоимость из-за изменения цен на ингредиенты, это проблема.
Оба случая – триггер к началу процесса креатива.
Сначала идёт сбор данных. Например: наш твист на Clover Club подорожал, так как сезон малины закончился. Составим список очевидных вариантов: убрать коктейль из меню до следующего сезона, заменить ягоду на пюре или сироп, поменять малину на что-то ещё.
Дальше начинается этап «а что, если?».
- А что, если сделать на пюре кордиал и готовить в стиле гимлета?
- А что, если взять пюре и дотянуть вкус эссенцией?
- А что, если взять комбинацию продуктов, которые будут похожи на малину?
- А что, если сделать «сезонный» Кловер Клаб и менять каждые два месяца ягоду?
- А что, если в сезон заготавливать шраб\дистиллят\джем и т.д., хранить в заморозке и работать на таком?
И вариантов тут может быть неограниченное количество! Выбрали те, что потенциально могут решить проблему, начали выбирать методы. Далее, приступили к осуществлению. Попробовали каждый, прикинули результаты и цифры, выбрали лучший.
Это если командой. В одного работает так же, только менее эффективно. А ещё, есть множество других схем и методологий.
Объединяет их одно – все они призваны упорядочить процесс решения задач, повысить его эффективность.
Если кто забыл, напоминаю, бары – это бизнес!
А бизнес не построишь ожидая, когда же придёт вдохновение, а потом обслуживая его, а не гостей.
А ещё одно, пожалуй, самое главное различие: вдохновение, необходимое для запуска процесса творчества, процесс спонтанный. Креатив же запускается по возникновению задачи, т.е. подконтрольно воле создателя.
Эффективность этого процесса можно повышать. Как? Книги, статьи и практика. Чем больше техник и сочетаний ты умеешь использовать, тем больше инструментов для креатива тебе доступны.
«Креатив – это взять уже имеющиеся элементы и соединить их уникальным образом.» (с) Жак Фреско
А ещё, есть множество книг, которые дают модели осуществления процесса креатива. Мне очень нравятся работы Эдварда де Боно, в частности концепция латерального мышления и шести шляп мышления.
Однако, на нём свет клином не сошёлся, есть и другие, не менее авторитетные авторы, книги которых очень круто помогут.
Дабы отрезюмировать, творческая самореализация нужна. Скажу больше, без неё никуда. А чтобы она не вредила, а помогала бизнесу и гостеприимству, нужно осуществлять её осознанно и правильно, постоянно развиваясь и пытаясь усовершенствовать методологию.
Творчество, как процесс, устарело. Оно хорошо, когда ты занимаешься этим в свободное время, но в рамках работы пришло время креатива.
Ну, а немного инструментов для сего процесса можно почерпнуть у меня в телеге. Ну, и в инстаче тоже.