Найти тему
Diama

Как работает мотивация дошкольников и учеников младших классов

Механизм на самом деле прост. Как и взрослые, дети охотно берутся за какое-то дело по 2 причинам:

1. Им нравится сам процесс выполнения чего-то. Например, рисовать красками, строить из Лего, смотреть мультфильмы.

2. Детям очень хочется получить результат каких-то своих действий. Например, съесть вкусный пирог, но сначала его нужно приготовить. Или узнать о новых приключениях любимых героев, но сначала надо прочитать книгу. Или сесть на шпагат, для этого нужно ходить на тренировки.

Но чаще всего такой внутренней мотивации ребенка недостаточно для выполнения скучных и каждодневных ритуалов. Таких как домашние задания, уборка игрушек или помощь по дому. И тут самое время подключиться родителям и придумать для ребенка дополнительную внешнюю мотивацию.

Обретение нового смысла привычных обязанностей

Какой может быть смысл, к примеру, у работы по дому? Да, домашние обязанности не так интересны и увлекательны по сравнению с прохождением нового уровня в компьютерной игре или прогулки с друзьями. Зато наш дом — это наша крепость. Мы в нем живем, принимаем гостей, проводим время вместе с любимыми родственниками. В семье нет второстепенных членов, все главные, важные и неповторимые. И только от нас всех зависит комфорт и чистота в доме.

Если долго не мыть посуду, то не из чего будет потом кушать. Если не убирать за собой игрушки, то, когда захочется поиграть в активные игры, не окажется свободного места. Если складывать грязную одежду на полку и закидывать под кровать, то, когда захочется нарядиться, окажется, что любимое платье надеть нельзя. Такой метод естественных последствий работает как стимул выполнять рутинные дела.

Разделение домашних обязанностей

Когда есть понимание, что все люди равны, то можно приступать к следующему пункту: составлению договора. Кто из членов семьи, что и когда делает. Во-первых, у ребенка появляется право выбора. Чем бы он предпочел заниматься: мыть посуду, протирать пыль или выносить лоток за котом. А также возможность выбрать время: делать не очень интересную работу с утра, в обед или по средам. Во-вторых, такой договор со стороны ребенка будет более охотно выполняться, чем директивные указы, потому что он сам в этом участвовал.

Важно четко обозначать, что нужно сделать и в какие сроки. Например, заправить постель, умыться и почистить зубы или полить цветы. Время можно обозначать в минутах. «В прошлый раз ты помыл свою обувь за 2 минуты, уверена, что и в этот раз ты справишься также быстро». Можно делать временную привязку к режиму дня. Например, составить расписание: в 9 утра подъем, в 9.30 — мультики, в 10.30 — завтрак, в 11.00 — свободная игра и т.п.

С первого раза, конечно, ничего у вас не выйдет. Просто потому что это дети и им нужна наша помощь, чтобы привыкнуть к новому положению дел. Действуем по схеме:

  • Сначала мы делаем что-то по дому вместе и обучаем этому ребенка.
  • ·Потом контролируем его и время от времени напоминаем о достигнутых договоренностях. Смотрим, насколько ребенок в силах справиться со своими обязанностями, не перегрузим ли мы его так, что он потеряет мотивацию.
  • Со временем контроль будет ослабевать, а ребенок выполнять некоторые действия на автомате, потому что они войдут у него в привычку.
-2

Одобрение и похвала

Инструменты внешней мотивации. Когда мы сами ценим и уважаем детский труд, говорим об этом ребенку, хвалим его, то ценность собственных действий в глазах ребенка тоже возрастает. Приятно, когда замечают твой труд, твои успехи, радостно видеть восхищение в глазах близких.

Поощряйте ребенка словами и своими эмоциями. Отмечайте его успехи. Не сам факт получения пятерки или выполнения домашнего задания, а то, что он старался, искал дополнительную информацию или был усерден и сосредоточен. На то, что довел работу до конца, а не опустил руки при первых же трудностях. Выражайте ему поддержку, заботу и внимание. Дети хотят радовать родителей, но не всегда знают как.

Вознаграждение

Тоже относят к внешней мотивации. Ребенок получает вознаграждение, которое не является результатом деятельности самого ребенка, но служит для него стимулом немного поднапрячься и получить желаемое. Например, за вовремя выполненное домашнее задание ребенок получает мороженое. За заправленную постель и убранную со стола посуду мама читает ему любимую книжку.

Важно: поощрения не должны быть сильно отсроченными во времени или очень ценными в материальном плане. Например, не очень хорошая идея — обещание подарить ребенку самокат за отсутствие троек за год. Во-первых, целый учебный год — это очень долго. Ребенок, особенно младшеклассник, будет постоянно терять фокус и периодически проваливаться в плохие отметки. Во-вторых, если ребенок таки не справится с условием договора, вы, правда, вот так сможете оставить его без вожделенного подарка?

Чем младше ребенок, тем скорее после выполнения задания он должен получить вознаграждение. Сразу, в конце дня, максимум дотерпеть до конца недели. В качестве вознаграждения могут выступать ужин в кафе или поход в кино, новая раскраска или пазл.

Скажем «нет» наказаниям

«Если не сделаешь, не получишь». «Потеряешь ключи, будешь сидеть дома». Это так не работает. Страх, испуг, угрозы вгоняют в ступор и убивают само желание чего-то достичь. Даже если наказание сработает раз или два, в долгосрочной перспективе оно убивает мотивацию напрочь. Развитие, овладение новыми навыками, познавательный интерес — это про радость к жизни. Наказание здесь стоит на другой чаше весов.