Гражданская авиация России # 1. На рубеже веков
Гражданская авиация России # 2. Молодая республика
Гражданская авиация России #3. Индустриализация
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вторглась в пределы СССР, навязав нашему народу самую тяжелую и кровопролитную войну.
В первый день войны гитлеровская авиация нанесла удары по 60 аэродромам, на которых базировалось почти три четверти советских боевых самолетов. Было уничтожена не менее 1200 единиц техники. В результате авиация противника приобрела полный контроль в воздухе и уже через неделю все внимание сосредоточила на поддержке наземных войск.
Как и весь советский народ, на защиту Отечества поднялся личный состав гражданского воздушного флота. Уже в первые дни войны гражданские пилоты были привлечены к выполнению боевых заданий.
23 июня 1941 года Совнарком СССР утвердил "Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время". На его основании был приведен в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ. Самолеты и личный состав Аэрофлота были организованы в несколько крупных воинских формирований.
На фронтовые части ГВФ возлагались перевозки бойцов и офицеров, транспортировка вооружения и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка медикаментов, выполнение воздушно-десантных операций.
Выполнение вылетов требовало от личного состава ГВФ не только мужество и смелость, но и незаурядное мастерство для успешного выполнения боевых задач. Особую сложность представляли ночные полеты в глубокий тыл противника. Интенсивное противодействие истребительной авиации противника потребовало пилотам срочно овладеть тактикой выполнения бреющих ночных полётов.
А в ноябре 1941 года за проявленные мужество и героизм при выполнении задания А.И. Груздину, первому среди пилотов ГВФ – участников Великой Отечественной войны, присвоили звание Героя Советского Союза. За время своей лётной работы старший лейтенант Груздин налетал 4859 часов, из них в период Великой Отечественной войны — 920 часов. Им было выполнено более 200 боевых вылетов, в том числе 96 - ночью.
Во многом выполнение боевых задач в сложных условиях и полетах зависело от штурманов. Штурманская служба в Аэрофлоте появилась незадолго до войны и возглавил её майор М.И. Кокошин.
Наряду с пилотами и штурманами самоотверженно работали бортмеханики и другие члены экипажей. На аэродромах бортмеханики выполняли срочные работы по ремонту самолетов, техническому обслуживанию авиационной техники и оборудования.
Быстро перестроились на военные рельсы и авиаремонтные заводы ГВФ. Рабочие и инженеры трудились день и ночь, ремонтируя авиадвигатели и самолеты. Из-за тяжелых, изнуряющих боев на авиаремонтных заводах быстро наладили производство санитарных версий самолета У-2. На данных самолетах к линии фронта доставлялись медикаменты и медицинский персонал для оказания помощи раненым.
Основным транспортным средством во время войны стал пассажирский самолет ПС-84, копия американского DC-3. Самолет способен был перевозить 25 пассажиров или 3 тонны грузов на расстояние в 2000 км. Самолет выпускался на Московском авиазаводе в Химках и к началу войны было изготовлено всего 74 машины.
Осенью 1941 года авиазавод эвакуировали в Ташкент и в начале 1942 года завод выпустил первые самолеты. К сожалению, гражданский самолет был плохо приспособлен для ведения боевых действий и летом 1942 года была выпущена модернизированная версия ПС-84, на которою установили оборонительное вооружение и держатели для бомб. Модернизированная версия получила обозначение Ли-2 по имени главного конструктора Б.П. Лисунова. Эта версия, выпущенная в количестве 1100 машин, стала рабочей лошадкой транспортной авиации СССР во время войны. Самолет применялся для транспортно-пассажирских перевозок, для полетов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов, поисково-спасательных работ, снабжения войск с воздуха и как дальний ночной бомбардировщик.
8 сентября 1941 года, в результате немецкого наступления, было прервано сухопутное сообщение с городом Ленинград. В городе были уничтожены практически все склады с продовольствием. Требовалось срочно наладить доставку продовольствия, медикаментов и вооружения. 20 сентября 1941 года Государственный Комитет обороны выпустил постановление об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом. Для перевозок были выделены, помимо самолетов от ВВС, три эскадрильи Московской авиагруппы, имевшие в своем составе до 30 ПС-84. Рейсы в Ленинград выполнялись до декабря. В город доставлялось продовольствие и грузы, обратно вывозились люди, экипажи брали в перегруз до 38 пассажиров. Все вылеты выполнялись только в темное время суток. Именно тогда самолеты стали перекрашивать из стандартной ливреи "Аэрофлота" и устанавливать на борт импровизированное оборонительное вооружение.
Центром снабжения Ленинграда стала Вологда, где базировался 232-й авиаотряд самолётов Р-5 ГВФ, которым командовал летчик Аэрофлота П.П. Савин. В Вологде самолеты загружались и брали курс на Ленинград. В первую же ночь в осажденный город было доставлено более 70 тонн различных грузов. Обратными рейсами вывезли первую группу детей и женщин. Так начала работать уникальная воздушная линия "Аэрофлота", настоящий "воздушный мост", которая просуществовала до декабря 1941 года.
Одним из самых ярких и мужественных периодов в истории Аэрофлота в годы Великой Отечественной войны, стала помощь партизанским отрядам в глубоком тылу врага. Большинство полетов осуществлялось на маленьких одномоторных У-2 и Р-5. Каждый вылет был сопряжен с огромным риском, самолет легко мог попасть под огонь зениток или истребителей противника.
Полеты выполнялись ночью и на предельно низких высотах. Посадки осуществлялась на лесные поляны, освещенные кострами. Летчики доставляли партизанам все необходимое для успешной борьбы с захватчиками - вооружение, медикаменты, продовольствие. Обратно забирали женщин, детей с оккупированных территорий и раненых. Только до конца 1941 года было выполнено более 1500 полетов в тыл врага. Многие летчики были удостоены высоких наград СССР.
Славной страницей в историю Аэрофлота вошла операция "Звездочка". Поздней осенью 1943 года в один из разведывательных рейдов разведгруппа партизан отряда имени Щорса (партизанская бригада имени Чапаева белорусского Полоцко-Лепельского партизанского соединения) в деревне Бельчица южнее города Полоцк, в которой размещался крупный немецкий оккупационный гарнизон, неожиданно обнаружила большое количество детей. Разведчики, той же ночью скрытно проникнув в деревню, установили, что это перемещенные фашистами из города воспитанники Полоцкого детского дома №1. Было понятно, что жизнь детей, которых партизаны обнаружили случайно, находилась в опасности.
На основании собранных разведданных командованием бригады было принято решение о проведении боевой операции "Звездочка". Но существить намеченный план оказалось не так просто. Во-первых, гарнизон в Бельчицах был сильно укреплён, а во-вторых, в детдоме имелось много малолетних детей, которые не могли самостоятельно по глубокому снегу дойти до леса. Операцию решили провести тайно, по возможности, без боя. 18 февраля 1944 года операция была успешно осуществлена и детей вывезли на территорию партизанского отряда.
В марте 1944 года немцы решили провести карательную операцию против партизан с целью их уничтожения. Для сохранения жизни спасенных детей их решено было перевезти на Большую землю. Эту эвакуацию осуществили летчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ (этот авиаполк Гражданского воздушного флота был включен в состав действующей армии) на самолетах У-2 и Р-5. Летчикам пришлось действовать в тяжелых условиях, когда фашисты стали стягивать к окруженной партизанской зоне фронтовые части, все полеты проходили в ночное время и с пересечением линии фронта
Особое мужество и героизм проявил летчик Александр Петрович Мамкин. Мамкин совместно с другими летчиками много раз повторял ночные полеты. Ночью 11 апреля 1944 года Мамкин в очередной раз поднял в воздух самолет Р-5 с замерзшего озера, это был девятый рейс, оказавшийся последним во всей этой операции. В этот раз он перевозил 13 человек (10 детей, воспитательницу, 2-х раненых партизан).
На рассвете, не долетая до линии фронта, самолет подвергся зенитному огню, а затем над линией фронта был атакован немецким ночным перехватчиком - самолет загорелся, а летчик был ранен в голову. Линию фронта летчик, уже тяжелораненый, пересек, управляя горящим самолетом. По инструкции он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом, но, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и летные очки. Однако Мамкин сумел посадить горящий самолет за линией фронта в тылу наших войск. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда.
Через шесть дней в госпитале от тяжелых ожогов и ран летчик Мамкин умер. Все 13 человек, кого он перевозил в последнем полете, остались живы. Мужественный советский летчик пожертвовал собой ради спасения жизни детей.
Не менее напряженно, чем на фронте, работали аэрофлотовцы и на внутренних линиях. В трудном для всей страны 1942 году Аэрофлот перевозил грузы для оборонной промышленности. Значительный вклад в перевозку грузов внесли коллективы Дальневосточного управления и Якутской авиагруппы. В выполнении заданий отличились коллективы Московского и Восточно-Сибирского управления. Особое место в тылу заняла срочная доставка ценного сырья для оборонной промышленности из районов Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана.
Великая Отечественная война стала не только труднейшим, но и самым героическим этапом истории гражданской авиации СССР. Фронтовые части ГВФ за годы войны совершили 1,5 млн. боевых вылетов. Они участвовали во всех крупных оборонительных и наступательных операциях советских войск. Орденами и медалями награждено более 15 тыс. авиаторов, а 15 летчиков из фронтовых частей ГВФ за героизм и мужество удостоены высокого звания Герой Советского Союза.
Но победа далась тяжелыми усилиями, погибло более 1000 летчиков, штурманов, бортинженеров и других авиаспециалистов Аэрофлота. Гражданский воздушний флот потерял более 1000 самолетов.
Для увековечивания памяти героических подвигов ГВФ в ходе войны, в аэропорту Внуково открыт величественный памятник - стелла летчикам Аэрофлота, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
«Воздушный транспорт из-за отсутствия большого числа транспортных самолетов в минувшую войну не играл в перевозках большой роли. Но были моменты, когда не было других возможностей совершать перевозки, как только самолетами, и воздушный транспорт играл тогда решающую роль. Так было со снабжением блокированного Ленинграда, партизанских отрядов и войск, действующих в тылу врага». Маршал Г.К. Жуков
Понравилась статья? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал On Final или оставьте комментарий, всегда интересно любое мнение!
Читайте также:
Минутка авиационного юмора
Байки о парашютистах
Правительство поддержит эксплуатантов SSJ-100