Озвучивая нечто подобное, женщины чувствуют, что их жизнь прошла не так, как они планировали. Или, возможно, они пришли к выводу, что ничего не добились, им нечем гордиться. Но обвинять в этом себя не хочется.
Проще найти виноватого, самой же остаться в стороне. Это же так сложно взять ответственность и признаться, что жизнь прошла зря (или не так как хотелось, а может не ярко, а как-то обыденно и однообразно) только из-за собственных ошибок (а может бездействия, лени или трусости).
Если обвинить ребенка, груз ответственности перекладывается на него, а значит, уже не так тяжело принимать свое поражение.
Ребенок же слыша подобные фразы понимает, что он должен. В него вкладывали, ему давали, а теперь пришло время расплатиться.
Но он этого не делает или ведет себя не так, как рассчитывала его мать:
- ее не устраивает, как окупаются ее вложения;
- долг возвращается неправильно.
Женщина будет чувствовать себя лучше, если заявит, что у нее была цель в жизни – ребенок, о котором она заботилась, посвятила ему массу времени и сил. Она жертвовала своими интересами, упускала возможности, вкладывала финансы. А в итоге ничего не получилось, она осталась ни с чем.
Женщина хочет, чтобы ребенок принял тот факт, что в неудавшейся жизни есть его вина, согласился с этим. Ну а если он не признается, то пусть как-то исправит ситуацию, чтобы его мама чувствовала себя лучше.
Не она постарается сделать что-то для себя, а пусть ее дочь или сын трудятся, ведь теперь пришло их время вернуть долг.
В любом случае, женщина взывает к чувству вины. Возможно, это действительно, облегчит ей жизнь, ведь ответственность уже не на ее плечах. А может она желает таким образом управлять своим ребенком, пусть даже он уже давно вырос и живет отдельно.
Она не может смириться с этим фактом и хочет его присутствия в своей жизни, желает, чтобы он помогал ей. А если он будет чувствовать себя виноватым, то, скорее всего, начнет выполнять ее просьбы (или приказы), чтобы оправдаться, опять же вернуть долг. Но это навязано, это не совсем естественно.
Сын или дочь будут действовать против своей воли, исключительно борясь с неприятным чувством вины. Это не помощь от чистого сердца, когда дети действительно хотят заботиться о своих родителях.
Но, возможно, женщине, переложившей ответственность, этого достаточно. Ей не нужна настоящая благодарность, а требуется, чтобы просто делали то, что она хочет.
И долг вернуть до конца не получится никогда. Здесь нет определенной суммы, его нельзя измерить.
А значит и неблагодарные дети, испортившие жизнь матери, должны быть рядом всегда. Даже если они этого не хотят, чувство вины будет съедать их изнутри. Мама будет напоминать о нем, подпитывать его.
Но тут важно понять, что ребенок не виноват в том, что мама во многом себе отказывала.
Так:
- Он не заставлял ее бросать работу, спорт, друзей;
- На тот момент, когда он появился на свет, его родители уже были взрослыми людьми, способными принимать самостоятельные решения. И никто тогда не спрашивал мнения малыша, зато, возможно, советовался с другими родственниками или знакомыми.
Так может пришло время принять тот факт, что ребенок остался в стороне:
- не участвовал в обсуждениях и спорах;
- не диктовал своим родителям, как поступать;
- не говорил о том, чего придется лишиться.
Да, ему может быть жалко, что все сложилось именно так, и его мама теперь страдает. Он может сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь.
Но не потому, что он в это виноват, он не мог повлиять на решение своей матери. Оно было только ее, не его.