В 1947 году, при разработке нового советского реактивного самолета МиГ-15 Микоян настаивает на установке мощного двигателя Nene II (Нин-II) с тягой 2270 кгс производства британской компании Роллс-Ройс.
Это была принципиальная позиция главного конструктора, но достаточно рискованная.
Британский прототип двигателя, сконструированный для бомбардировщиков, считался для истребителя слишком тяжелым. Но в 48-ом году, после адаптации, британские турбоагрегаты были запущенны в серию под советской маркой РД-45 и РД-45Ф.
Они были значительно доработаны и форсированы, в отличая от британской версии. Их постановка на производство в стране, требовала в очень короткие сроки освоить производство высокопрочных сплавов, стойких к огромным температурам.
Ничего подобного ранее советская промышленность еще не выпускала.
Реактивный самолет И-310, впоследствии принятый на вооружение под обозначением МиГ-15, конструировался еще без двигателя, согласно результатам обмера британской силовой установки.
В декабре 47-го года впервые поднялся в воздух, опередив тем самым КБ Лавочкина на 10 дней, с его реактивным детищем Ла-15. Стоит отметить, что оба впоследствии были приняты на вооружение. Для советских ВВС это был долгожданный прорыв.
За океаном так же отметили очередное достижение. В сентябре 47-го года North American F-86 Sabre (Сейбр) в пологом пикировании устанавливает официальный рекорд скорости для турбореактивных самолетов в 1080 км/ч, на высоте более 11 тыс. метров.
Этот факт широко был распиарен западными изданиями, где журналисты называют истребитель сверхзвуковым.
Появление реактивных МиГов в Корее для США стало полной неожиданностью. До этого времени их военно-воздушные силы безнаказанно бомбили все объекты Северной Кореи. В критической ситуации пришли на помощь Китай и СССР.
Ким Ир Сен обратился за помощью к правительству СССР с просьбой прислать, для поддержки их войск, советские авиационные части. Но так как правительство СССР открыто не могли выступать против ООН, то было принято беспрецедентное решение.
В Китай были отправлены добровольцы – советские летчики и техники, которые там организовали воинские части, где они вместе с китайцами воевали против американцев. Советская авиация базировалась на китайских аэродромах.
Там в частности дислоцировался 64-ый истребительный авиационный корпус и входящая в него 324-я авиационная дивизия, под командованием самого результативного летчика Отечественной войны – трижды героя Советского Союза Ивана Кожедуба.
В результате чего, на корейский полуостров были переброшены лучшие американские истребители F-86 Сейбр, которые помогают американцам выронить положение. Но вскоре в боях с Сейбрами советские летчики терпят первые неудачи.
Пилоты пытаются выжить из МиГов все возможное, в результате чего возрастают потери, в том числе и не боевые. На больших скоростях самолет начинал крениться, а в результате вибрации разрушалось крыло и хвостовое оперение.
Причиной странного поведения в воздухе МиГ-15 стала деформация несущей плоскости. И чем больше летчик тянул ручку управления, тем глубже МиГ кренился в противоположную сторону.
Артем Микоян тяжело переживал все неудачи, и работа на износ доводит его до сердечного приступа. Как только самочувствие немного улучшилось, тот снова вернулся в КБ, так как эта проблема просто не могла ждать.
Конструкторы пытаются найти выход из этой проблемы, а в частности проблемы быстрого усилении крыла и проблем крена на больших скоростях. И вскоре в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) решение было найдено.
К его задней кромки, клепками крепилась металлическая полоса. Такую же, шириной 30 мм, устанавливали на элероне. Управление элеронами дополнили гидроусилителями. Изменяется и хвостовое оперение. Рули высоты и направления становятся мощнее.
Так получилось, что первые неудачи в боях с Сейбрами невольно дают бесценный опыт для советских конструкторов и пилотов.
22 декабря 1950 года происходит массированная схватка между советскими летчиками и пилотами F-86 Сейбр. Это уже был равный итог, где обе стороны потеряли по 2 самолета.
Аналогичный МиГу по многим характеристикам и пилотированию, Сейбр был крупнее советского истребителя. Его взлетная масса была на 30% больше (2,5 тонны), но практическая дальность полета оказалась практически в 2 раза меньше, чем у МиГов. У МиГа это около 1400 км, а у Сейбра около 750 км. А в остальном, по аэродинамической схеме и внутренней компоновке, оба самолета были на редкость схожи.
Особенно разительным непосредственно оказалось внешнее сходство этих истребителей. Их силуэт настолько был похож, что в начале боев в Кореи, в азарте боя, пилоты Сейбров начинали полить по своим же и атаковали своих товарищей.
Летающая цитадель B-29 Superfortress имела мощное оборонительное вооружение, состоящее из 12 спаренных пулемётов калибра 12,7 мм, которые плотно простреливали все прилегающее пространство. Самолет мог нести от 9 до 12 тонн бомб, а так же успел себя уже зарекомендовать в качестве носителя ядерных бомб.
Стоит так же отметить, что вооружение Сейбров состояло из 6-ти пулемётов калибра 12,7 мм, в то время как МиГ-15обладал более мощным вооружением с большим секундным залпом и состояло из двух пушек калибра 23 мм и одной 37 мм пушки.
Изначально американцы, чувствуя себя безнаказанными в небе над корейским полуостровом, не разменивались на сопровождение своих бомбардировщиков, но в конечном итоге очень пожалели об этом.
Пилоты МиГов на скорости, буквально прорезали их строй, обрушивая снаряды из всех своих трех пушек. Эффективность оружия на МиГ-15, дальность открытия огня и поражающая способность оказалась намного выше, чем у пулеметов на американских реактивных истребителях.
Залп из 3-х стволов МиГа, как минимум выводил американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress из боя. Суперкрепость разворачивалась и сбегала на Южнокорейскую территорию, а большая часть стратегических бомбардировщиков так и не вернулись на базу, либо были списаны в утиль после приземления.
Но вот многочисленные повреждения МиГов от огня пулеметов американских бомбардировщиков и истребителей Сейбр, не всегда означали потерю советского самолета.
Фотопулемёты американцев фиксировали попадание. Американские летчики рапортовали о воздушных победах, но советские машины, как правило, дотягивали до аэродромов, и после ремонта возвращались в строй.
Формирование совершенно нового класса советских летчиков-асов, которые в ходе боев получают уникальный боевой опыт на реактивных самолётах, дает свои плоды, и для американцев наступают настоящие черные дни.
12 апреля 51-го года 44 истребителя МиГ-15 атаковали большую группу бомбардировщиков и истребителей сопровождения Сейбр, которые следовали в направлении китайско-корейской границе.
За считанные минуты «американские друзья» потеряли 10 бомбардировщиков В-29 и 4 Сейбра, а все МиГи благополучно приземлились на свои аэродромы.
После этого штаб бомбардировочного командования США официально заявил, что убирает с театра боевых действий 75 стратегических бомбардировщика и еще 17 будут списаны из-за многочисленных повреждений.
Советские асы навязывали американским истребителям жесткий маневренный бой, в котором МиГи показывали свое превосходство. Но в результате таких боев, советские пилоты стали замечать, что американские летчики начали закладывали настолько крутые виражи, что они безусловно должны были терять сознание от таких перегрузок.
Основной же секрет заключался в экипировке. Американские летчики стали использовать плотный противоперегрузочный костюм, который препятствовал оттоку крови.
Кроме того, они летали в шлемах с защитным щитком, который предохранял глаза от травмы, встречным потоком воздуха при катапультировании.
И вскоре такие костюмы появились в экипировке и у советских летчиков. Появление в экипировке противоперегрузочного костюма давало советским пилотам возможность показать уникальные летные возможности МиГа.
Усовершенствование в конструкцию МиГов вносятся прям по ходу войны, и уже в конце 51-го года машина поступает на вооружение под обозначением МиГ-15бис. В этой машине были устранены проблемы жесткости крыла, хвостового оперения, и установлено дополнительное оборудование, а в частности дальномер.
Этот прибор позволял определять расстояние до самолетов противника, и увеличил шансы советских пилотов на положительный исход воздушного боя. А так как советский истребитель МиГ-15бис, благодаря своему вооружению, мог атаковать противника на более дальних дистанциях, чем американский аналог, то он преподносит очередные черные дни США.
Самым разгромным из них становится 30 октября 51-го года. В этом бою американцы потеряли 12 бомбардировщиков В-29 и более 10-ка Сейбров.
Советские истребители МиГ-15 и МиГ-15бис были созданы в сложных послевоенных условиях. Их главная задача, которая заключалась в том, что бы остановить американский стратегический ядерный бомбардировщик, была решена на 100%.
Но итоги боевых действий с Северной Кореей американцы не стеснялись привирать в своих отчетах и средствах массовой информации, где Сейбры получили обозначение как МиГ-киллер.
А число сбитых МиГов, превысило число их фактического количества отправленных в Китай и Корею. И наиболее объективную оценку этой воздушной войны сегодня можно найти только в трудах советских и российских военных историков.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ