Найти в Дзене
Поговорим о кино

Первый совместный фильм Ван Дама и Лундгрена.

Жан-Клод Ван Дамм и Дольф Лундгрен не единожды объединяли усилия ради совместных кинопроектов. После значительного спада в карьере обоих, который произошёл в конце девяностых, актёры неоднократно работали вместе. К наиболее известным проектам можно отнести продолжение серии фильмов "Универсальный солдат" и "Неудержимые 2". Первая же их совместная работа пришлась на далёкий 1991 год.

Кадр из х/ф "Универсальный солдат". Сцена конфликта между рядовым Люком Деверо и сержантом Энжрю Скоттом.
Кадр из х/ф "Универсальный солдат". Сцена конфликта между рядовым Люком Деверо и сержантом Энжрю Скоттом.

После ошеломительного успеха "Терминатора" Джеймса Кэмерона, киноделы осознали, что фильмы про бездушных киборгов и прочих модифицированных полулюдей интересны зрителям. Успех вышедших чуть позднее "Робокопа" и "Терминатора 2: Cудный день" лишь подтвердил эту мысль. Поэтому руководством независимой кинокомпании Carloco Pictures было принято решение снять фильм о суперсолдатах.

"Хрустальные рыцари" - так называлась картина в первоначальном варианте истории. Фильм рассказывал о тайном научно-военном эксперименте правительства США, в результате которого некогда погибших солдат воскрешают и превращают в подконтрольных киборгов. Однако истинные цели руководителей проекта оказались далёкими от идеалов альтруизма, и новое оружие начинает использоваться для отстаивания своих личных интересов.

Первоначальная концепция картины имела ряд недостатков, которые беспокоили студийных босcов. Во-первых, история об оживлённых солдатах была слишком мрачной и имела острую политическую повестку. Война в Персидском заливе завершилась совсем недавно, и никому не хотелось излишне заострять внимание на теме аморальности и цинизма высших эшелонов власти. Другая сложность состояла в том, что при создании фильма предполагалоcь использование большого количества компьютерной графики, что сильно раздувало затраты на создание фильма.

Марио Кассар, один из боссов Carolco, решил, что лучше отдать проблемный проект в руки молодого немецкого режиссёра Роланда Эммериха, который умел снимать недорогие, но качественные картины. На помощь немцу был прислан сценарист Дин Делвин. Совместными усилиями они переделали первоначальный сюжет, сделав больший акцент на реализм и трюки. Также была смягчена политическая плоскость происходящих на экране событий. Если в "Хрустальных рыцарях" солдаты-зомби действуют согласно указаниям вышестоящего руководства, то в "Универсальном солдате" некоторым бойцам возвращаются воспоминания из прошлого, что приводит к потере контроля над группой.

Кадр из х/ф "Универсальный солдат".
Кадр из х/ф "Универсальный солдат".

Было ясно, что на роли воскрешённых бойцов нельзя взять обычных актёров. Помимо актёрского мастерства, немаловажным фактором были физические кондиции, так как исполнителям главных ролей было необходимо воплотить бездушных киборгов, обладающих сверхчеловеческими физическим способностями. Выбор создателей фильма пал на молодых и относительно неопытных артистов - шведского великана Дольфа Лундгрена и бельгийского культуриста Жан- Клода Ван Дамма. Оба были достаточно молоды, амбициозны и питали большие надежды относительно своего будущего в Голливуде.

До этой картины оба актёры не были суперзвёздами. Сам Роланд Эммерих, режиссёр фильма, в одном из интервью признавался, что если про Дольфа он что-то слышал, то про бельгийца толком ничего не знал. И это не удивительно, так как в жанре экшен-фильмов главными мастодонтами были Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис и Сильвестр Сталлоне. Молодым проспектам ещё предстояло урвать свой кусок славы.

Вспоминая съёмки "Универсального солдата" Эммерих и Дин Делвин отмечали, что были уверены в физической подготовке Ван Дамма, однако сильные опасения вызывали его актёрские способности. В документальном фильме о создании фильма бельгиец признавался, что играть особо не умел. Несмотря на отсутствие серьёзной актёрской школы и неопытность, молодому бельгийцу удалось выполнить поставленные перед ним задачи. Дин Делвин отмечал, что для него и Эммериха "было огромным сюрпризом во время съёмок, что у него (Ван Дама) прекрасно получились эмоциональные сцены".

Дольф Лундгрен так же, как и Жан-Клод, относился к своей работе серьёзно. Сам швед впоследствии отмечал, что страдал от "синдрома излишней подготовленности". Даже во время съёмок он работал со специалистом по актёрскому мастерству. И это не удивительно, так как оба понимали, что "Универсальный солдат" – это возможность выйти на новый уровень.

Роладн Эммерих даёт инструкции Ван Даму и Дольфу Лундгрену.
Роладн Эммерих даёт инструкции Ван Даму и Дольфу Лундгрену.

Раскрыть свои лучшие стороны актёрам помогла дружелюбная атмосфера на съёмочной площадке. В фильме, посвящённом созданию "Универсального солдата", Лундгрен так высказывался о немецком режиссёре: "Роланда я помню как отличного парня. Он много слушает, даёт актёрам много свободы... На меня произвело впечатление, как он вёл себя на площадке. Он очень сдержанный и приятный человек. Cовсем не агрессивный. Ты не чувствуешь страха. Того, что они твои начальники. Чувствуешь, что с ними можно поговорить. И что они вполне обычные люди, готовые выслушать твои идеи".

Почувствовав доверие со стороны своих начальников, актёры сумели показать лучшее на что были способны. Многие сцены рукопашных схваток между сержантом Скоттом и рядовым Люком Деверо были плодом совместного творчества Ван Дамма и Лундгрена. И тот и другой в прошлом были профессиональными спортсменами, и хорошо понимали, как эффектно и выгодно показать свои навыки и умения на камеру.

В итоге боевик оправдал ожидания студии и заработал в прокате порядка 85 - 90 миллионов долларов при бюджете в 23 миллиона. В странах СНГ картина обрела большую популярность. Фанаты жанра с предвкушением ожидали схватки главных кинобойцов последнего десятилетия.

Несмотря на успех фильма, карьеры актёров складывались по- разному. Дольф Лундгрен так и не смог стать очередной суперзвездой жанра экшен. Швед хоть и получил свою долю зрительских симпатий, однако поучаствовать в сольных высокобюджетных проектах ему так и не удалось. Жан- Клод Ван Дамм, наоборот, воспользовался своим шансом и с каждым фильмом наращивал обороты. После "Универсального солдата" были "Трудная Мишень", "Уличный боец" и "Патруль времени". Гонорар "Мускулов из Брюсселя" стал достигать пяти миллионов долларов за фильм. Но закрепить успех актёру не удалось. Cвоё дело сделали непростой характер, проблемы в личной жизни и активное увлечение наркотиками.

Друзья, если материал был интересен, ставьте "нравится" и подписывайтесь на накал! Продолжим путешествие по миру кино вместе!