Найти тему
Круто об искусстве

"Битва кентавров" (1872) Арнольда Беклина.

У трех главных художников немецкого символизма - Арнольда Беклина, Франца фон Штука и Макса Клингера, задававших тон немецкому движению символизма, ЧУВСТВЕННОСТЬ И ОСЯЗАЕМАЯ СВЯЗЬ С РЕАЛЬНОСТЬЮ оказались непременной чертой художественного мышления.

Беклин же, без сомнения, намного интереснее глянцевого Штука (Клингеру нет равных в графике).

Античная возвышенность одета Беклиным в грубую натуралистичность человеческих тел с послевкусием барочной патетики.

В отличие от классического искусство, где человеческое тело выступало как средоточие гармонии, Беклин видел в нем протест против продиктованных обществом условий человеческого существования. Мечталось о чем-то совсем ином - о раскованности, о вольной встрече с природой.

Отсюда и откровенная, эротическая передача плоти - обыгрывается сам факт обнаженного тела. Чудовищность и несуразность беклиновских монстров - полулюдей, полуживотных - реакция на утонченность светского костюмированного искусства. БЕКЛИН ГОВОРИЛ О ДРУГОМ - О ПЕРВОЗДАННОСТИ, О РОДОВОМ, УХОДЯЩЕМ В ДРЕВНОСТЬ. Его многочисленные нимфы, тритоны, кентавры - символы природной стихии, ее необузданной силы.

Большое полотно "Битва кентавров" - АПОФЕОЗ БЕСПОЩАДНОЙ СХВАТКИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ КАК МОЩНАЯ ЖИЗНЕННАЯ КУЛЬМИНАЦИЯ.

❗Почему именно кентавры?➡️ Потому что Беклин пишет не что иное как КЕНТАВРОМАХИЮ. Традиционно этот сюжет связан с мифологической битвой между лапифами и кентаврами, которая стала началом большой войны. В контексте времени Беклина - это реакция на события 1870х годов, когда Европу потрясло несколько военных конфликтов: балканские войны, франко-прусская схватка, обострения противоречий крупных держав, активизация их милитаристских устремлений - царила АТМОСФЕРА ОЖИДАНИЯ ТОТАЛЬНОЙ БОЙНИ.

Поражает и обескураживает живописный контраст беклинского полотна - грубая, экспрессивная плоть (звериная жестокость и агрессивность) и ласковое, залитое светом солнца небо (подозрительная тишина природы).

В "Битве кентавров" Беклин продемонстрировал БЕЗУДЕРЖНУЮ ЭКСПРЕССИЮ ЖИЗНИ В ЕЕ НЕМИНУЕМОМ КАТАСТРОФИЗМЕ - кентавры смертны и на картине мы видим трупы этих существ.