Сельское хозяйство считается традиционной областью, где нововведения малозаменты и могут касаться только внедрения новой техники. Хотим развеять это заблуждение и познакомить вас с новыми профессиями в сельском хозяйстве, которые изменили подход к скотоводству. Одна из таких – ковбой, или оператор-животновод. Профессия появилась в России 10 лет назад. Именно тогда Мираторг завез стадо Абердин-ангусов, чтобы разводить и выращивать бычков. Российский агрохолдинг первым создал себе кадровый резерв в этом направлении и обучил операторов-животноводов.
В американском мясном скотоводстве ковбои присматривают и ухаживают за бычками. Они передвигаются на лошадях, потому что приходится преодолевать большие расстояния за короткое время. Эти люди работают на полях, на которых свободно пасутся животные. В России не было такой практики, поэтому Мираторг пригласил 12 техасских ковбоев, чтобы обучить российских коллег тонкостям обращения с бычками.
Поля Мираторга располагаются в радиусе сотни-полутора километров вокруг Брянска – масштабы невероятные. Русские операторы-животноводы передвигались по полям на квадроциклах до того, как пересесть на лошадь. Вместе с «транспортом» пришлось менять подход к работе. Трудность в обучении ковбойскому делу заключалась в том, что техасские коллеги занимались этим ремеслом с четырех лет. К ним это переходило по традиции от родителей. А вот у русских времени на постижение этой науки было меньше. Они учились одновременно ездить на лошади и бросать лассо. Не просто бросать, а набрасывать его поочередно на голову и задние ноги бычка. Американцы передали русским операторам-животноводам все знания: как правильно успокоить лошадь и запрячь ее, как заставить слушаться, как присматривать за Ангусами.
Практика обучения техасских коллег оказалась успешной. В 2016 году Мираторг открыл в Брянске собственную Академию ковбоев. Для «студентов» академии предыдущее образование не важно – все получают необходимые знания на месте. Будущие животноводы учатся первоначальному взаимодействию с животными, поездкам в седле, ветеринарным навыкам. Они ежедневно работают верхом на лошадях. Операторы-животноводы осматривают скот, кормушки, следят за выгулом на пастбище. По окончании краткосрочного курса специалисты получают сертификаты. Тем, кто прошел курсы переквалификации, выдают дипломы. Сейчас на фермах Мираторга работают настоящие ковбои, а также опытные животноводы и ветеринары. В отличие от жителей Северной Америки, у наших ковбоев есть разряд, как у токаря или слесаря, что отражает уровень профессионализма.
«Мы переняли не только навыки и умения американских коллег, но и научились тому, как учить, – делится руководитель Академии ковбоев Мираторга Алексей Лаухин. – Сейчас американцы говорят: „ваши ковбои на уровне с нашими“. Для нас такой комментарий – лучшая награда».
Работа оператора-животновода тяжелая: нужно ехать на поля вне зависимости от времени года или суток. В обязанности входит не только уход за животными и лечение больных особей. Ковбои следят, чтобы не истощались поля и не закончилась вода.
Сейчас операторы-животноводы есть не только в Брянске – эта культура распространилась везде, где находятся поля Мираторга и поголовье бычков Абердин-ангус. Профессионалы работают на 94 фермах в Смоленской, Калужской, Калининградской, Орловской, Курской и Тульской областях.
Как часть новой культуры на Брянщине появился ежегодный праздник – «Русское родео». Американские ковбои подсказали, что мероприятие может походить на традиционное родео. На сегодняшний день его проводят уже 6 лет с целью выделить лучших операторов-животноводов.
В «Русском родео» в Брянской области участвуют Ангусы весом до полутонны. Против них выходят лучшие команды от подразделения ферм. В паре с ковбоями выступают лошади кватерхорсы. Эта порода была выведена в Америке и предназначалась специально для работы с большими стадами скота. Главная особенность – умение развивать максимальную скорость на короткой дистанции в 400 метров. Как правило, этого расстояния хватает, чтобы ковбой успел догнать и заарканить даже самого резвого бычка.
Родео максимально приближено к традиционным соревнованиям ковбоев. Уровень мастерства участников судьи определяют по итогам четырех испытаний: «Выезд», «Командная ловля на лассо», «Эстафета на лошади» и «Погрузка в трейлер». Первый навык, который демонстрируют участники – владение лассо. Обычно оно крепится к седлу на специальный рожок. После того, как лассо накинуто животному на шею, ковбой закручивает его конец вокруг рожка, а лошадь по команде резко останавливается, тормозя своим весом быка. Помимо этого, бычка нужно профессионально загнать его в трейлер для перевозки и «вылечить», правильно поставив диагноз.
У ковбоев на арене есть специально обученные помощники – буллфайтеры. Основная задача этих ассистентов вовремя отвлечь быка от ковбоя, чтобы тот не затоптал его. Именно поэтому в буллфайтеры чаще идут бывшие профессиональные ковбои, которые знают все тонкости этого опасного спорта. А вот выступления женщин на родео крайне редки и возможны лишь в нескольких дисциплинах. Это связано с агрессивностью быков, что повышает вероятность получения травмы. Один из видов соревнований для женщин – брейквей-роупинг, где участница должна только заарканить бычка, но не связывать ему ноги.
Команда, набравшая по итогу наибольшее количество баллов, получает главный приз. В прошлом году победная шестерка выиграла поездку в США для повышения квалификации.
Мираторг зародил в России новое направление животноводства со своим профессиональным праздником. Ковбои из Техаса уверены: не важно, на каком языке говорит человек или откуда он родом. У вас может быть разный бэкграунд, но вы становитесь частью одной семьи и учитесь новому вместе. Опыт работы с американскими коллегами не только изменил подход к скотоводству, но и зародил новую культуру в России.