С точки зрения просветленных существ, будд, наше человеческое вИдение является параноидальным - мы видим себя, как отдельных от окружающего мира существ, наделенных определенными качествами.
Одного человека мы считаем злым, другого -добрым, но доброго или злого человека, который является таковым сам по себе, нет.
Это всего лишь ярлыки,которые навешивает на объект наш больной ум.
,,Добрый" для нас - это ,,злодей" для других. Даже ,,добрый" для нас утром к вечеру может превратиться в ,,злодея".
По мере очищения ума человек все лучше и лучше начинает видеть не ярлыки, приклеенные к объекту, а сам объект, каковым он является на самом деле.
Визуализируя себя в практике, как просветленное существо, будду, мы не воображаем себе нечто нереальное. В своей подлинной природе мы уже обладаем природой будды, обладаем изначально чистым умом.
Эта природа будды спрятана от нас нашим нечистым кармическим вИдением, как небо - облаками, как чистое сияние воды, окрашенное цветом Кока-Колы.
В практике мы признаем свою изначальную чистоту, как данность и трансформируем себя в будд.
Такая визуализация помогает очищению ума от загрязнений, поскольку наш ум вступает в связь с просветленным измерением сознания.
Той же цели служат мантры.
Рецитируя определенные слоги, практикующий входит в резонанс с умом просветленного существа.
Представляя, к примеру, некий приятный объект, принадлежащий нашему миру, ум наш смягчается, а неприятный - грубеет.
Представляя Будду, наш ум касается своей изначальной чистоты, изначальной природы.
Представление абсолютно, изначально чистого объекта, помогает нашему уму увидеть то, что в нем уже есть - свою пустую, ясную природу, не подверженную изменению и смерти, вечную.
Иногда люди говорят, что они и так видят себя или других вполне чистыми.
Но каким бы возвышенным не был человек, абсолютно чистым буддой он не является, поскольку принадлежит миру сансары, миру страданий.
У любого, самого замечательного человека, есть масса проблем. Он болеет, стареет и умирает.
Теряет близких и страдает.
Проблемы имеют своей причиной искаженное вИдение реальности.
Но если видишь вещи, как будда, видишь, как они существуют на самом деле,
то проблемы исчезают. Поскольку проблемы являются порождением мира двойственности, мира- ,,плохо - хорошо''.
Рассказывают одну историю, которая произошла не так давно.
В Тибете есть храм, в котором находится статуя Будды. Одна женщина, приходя в храм, вместо статуи Будды всегда видела груду мяса.
В данном случае видеть статую, как статую, является примером чистого вИдения. Мы видим её так, как она существует в реальности человеческого мира.
Видеть ее, как груду мяса - нечистое видение, искаженное кармой этой женщины.
Просветленный человек на месте этой статуи увидит живого Будду, а нам Будда доступен лишь в виде статуи (порадуемся, что не в виде груды мяса!).
Сошедшему с ума нормальному человеку в состоянии паранойи мир предстает наполненным врагами и опасностью. Хотя окружающие люди видят мир вполне спокойным.
У окружающих в этом примере - чистое вИдение относительно ,,нечистого" у заболевшего человека.
Просмотр новостей по телевизору является яркой иллюстрацией параноидального состояния людского ума.