Захара Прилепина называют одним из самых крупных современных русских писателей. Нынешний год для него юбилейный: совсем недавно, 7 июля, он отметил свое 45–летие. Напомним, что автор будущих бестселлеров родился в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области. Вырос в большой деревенской семье учителя и медработницы.
Свою трудовую деятельность он был вынужден начать в шестнадцатилетнем возрасте в качестве разнорабочего и охранника, совмещая ее с учебой в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского. После окончания вуза отправился служить.
Был командиром отделения в ОМОНе. Принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. Уже в новом веке три года провел в Донбассе. Ровно 20 лет назад, в 2000 году, начал работу над своим первым романом «Патология», который вышел в 2004 году. А на днях представил «Ополченский романс».
Как Евгений стал Захаром
Кстати, многие даже не знают, что настоящее имя писателя — Евгений. А Захаром звали его прадеда. Прилепину настолько понравилось это старинное русское имя, что он взял его в качестве своего творческого псевдонима.
Причем это касается не только литературы. Когда он в молодости создал свою музыкальную группу и начал сочинять песни, то представлялся именно Захаром. Таким же был его позывной в Чечне, а позже и в Донбассе, где Прилепин служил в звании майора заместителем командира батальона спецназа по работе с личным составом.
Просто как «Захар» он подписывал и свои статьи в печатных СМИ, в том числе в знаменитой газете «Лимонка». И только на обложках книг, переведенных на многие языки мира, Евгений значится уже как «Захар Прилепин». А на сегодняшний день он уже настолько привык к своему творческому псевдониму, что на настоящее имя даже не откликается.
Воду мутит персонаж–одиночка
— Уже давно на слуху неутихающий скандал вокруг МХАТа имени М. Горького. Как сообщает, в частности, «Собеседник», коллектив до конца так и не принял нового художественного руководителя Эдуарда Боякова и его заместителей. А ведь вы — как раз заместитель по литературной части.
— Открою вам секрет: никакого скандала во МХАТе нет и в помине. Чтобы в этом убедиться, нужно просто прийти в сам театр и все увидеть своими глазами. Идет работа. Народ репетирует.
А воду мутит один–единственный человек, который раздает направо и налево совершенно однотипные интервью. Как раз в «Собеседнике» я только что увидел очередной опус. Наверное, уже 15–й по счету. Но ничего нового я там не прочитал.
Вот этот персонаж–одиночка и конфликтует. Хотя подавляющее большинство актерского состава вовсе не противится нововведениям. Надо сказать, что любой театр — это живой механизм.
В Москве постоянно вспыхивают скандалы и кто–то переходит из одного театра в другой. МХАТ имени М. Горького потерял не больше других. В то же самое время пришло и пополнение. Так что ничего сверхнеобычного точно не происходит. Ни о каком расколе, как пишут, и речи нет. Правда! Все понятно и прозрачно.
А вы сами-то читаете?
— Часто говорят, что сегодня нет хороших писателей.
— Я считаю, что такой подход не совсем корректный. Так обычно говорят люди, которые сами не читают. Они постоянно задают провокационный вопрос: «Ну и где сейчас новый Толстой и новый Достоевский?» Я у них спрашиваю: «А какую книгу вы прочитали в последний раз?»
Молчат! Я уверен, что сегодня нового Толстого и нового Достоевского не может быть, потому что эти писатели XIX века, а мы–то в XXI веке. Когда я писал биографию Сергея Есенина, который, как известно, жил столетие назад, то внимательно изучал материалы того времени.
Знаете, обыватели постоянно муссировали все тот же вопрос: «Ну и где новый Толстой и новый Достоевский?» Один автор в 1916 году брезгливо писал в газете: «Посмотрите на этих — Есенина, Маяковского... Есть ли среди них новые Пушкины и Лермонтовы?»
Он считал, что ответ напрашивается сам собой. Я уверен, что и сегодня немало замечательных авторов. Скажем, в России живет просто блестящий писатель Александр Терехов. Я его очень люблю.
Он пишет ужасные и страшные книжки. На мой взгляд, его проза — это одна из наивысших точек современного русского языка. Я преклоняюсь перед Тереховым. У меня даже висит на стене его портрет.
Безусловно, крупный писатель Евгений Водолазкин. Очень хорошо пишет Михаил Тарковский. Полет его лирической мысли действительно впечатляет. Сильно работает Алексей Иванов.
Отмечу еще Михаила Елизарова, Сергея Шаргунова. Очень вдумчивые авторы. Я могу еще долго перечислять имена. Но ясно одно: у нас сейчас отличная проза. Мы не сдаем позиции. Держим фронт.
Так что с русской литературой все в порядке. Мужики работают нормально. Я горжусь своими современниками. Но к этому нужно относиться внимательно, вдумчиво. Вы прочитайте хоть что–нибудь, а потом кричите.
Еще не исписался
— Вы постоянно выступаете на различных ток–шоу, ведете свою передачу, да и книг у вас немало. Иногда авторов упрекают в том, что они повторяются...
— Намек понял. Надеюсь, что в прозе я не повторяюсь. Мне не нужно писать об одном и том же по второму кругу. У меня разные ситуации, как и персонажи. Так что я, как мне кажется, пока еще не исписался.
А в публицистике если что–то и повторяю, то непременно переосмысливая. Я вообще очень серьезно отношусь к публицистике. У меня в этом году вышло две книги: «Имя рек. 40 причин поспорить о главном», а также «Истории из легкой и мгновенной жизни».
Я постарался, чтобы в них не было мыслей, набивших оскомину. Наоборот, для меня важно, чтобы было оригинально. Людям это нравится. У меня вообще много мыслей в голове. И они разные! — улыбнулся Захар Прилепин.
— Поздравляем с юбилеем. Желаем дальнейших творческих успехов!