Я отношусь к той вымирающей категории людей, которые предпочитают печатные газеты и журналы электронным и ходят за ними в ларьки Союзпечати Роспечати в день выхода свежего номера. В разные годы я любила российский Cosmo, Vogue, Interview, а в последние пару лет покупаю только журнал Elle.
Несмотря на западные корни, наш глянец всегда был местом вне политики. Я не припомню, чтобы хоть одно российское глянцевое СМИ (не новостное) как-то выражало свою позицию, когда менялась власть в Армении или на Украине.
Все поменялось в прошлом году
Мне кажется, точкой отсчета стало задержание корреспондента "Медузы" Ивана Голунова летом 2019 года по подозрению в сбыте наркотиков. Мало того, что тогда впервые в истории крупнейшие деловые газеты "Коммерсант", "Ведомости" и РБК вышли с одинаковыми обложками, посвященными журналисту Я/Мы Иван Голунов. К ним присоединились и глянцевые СМИ: Cosmopolitan, Tatler и Harper's Bazaar, которые подготовили материалы о коллеге.
События, происходящие сегодня в Белоруссии, тоже многих россиян задевают за живое. Несмотря на большие риски, российские глянцевые журналы по-своему стараются показать свою поддержку белорусскому народу. К примеру, российский Elle поместил на октябрьскую обложку модель из Минска Марину Линчук с ребенком, подписав снимок по-белорусски. По-моему, выглядит просто потрясающе.
Еще более свободны журналы в своих соцсетях. Например, в аккаунте "РБК Стиль" среди изображений актеров, моделей и красивой жизни можно найти вот такие посты.
Впервые на моей памяти этим летом русский Vogue начал писать что-то про политические движения. Материл про женские протесты "совпал" с митингами белорусских девушек в августе, когда они с цветами в руках становились в живые цепи против очередного президентства надоевшего Лукашенко. Сайт Cosmopolian тоже не смог остаться в стороне и выпустил статью "У протеста женское лицо: как белоруски выходят с цветами против пуль и дубинок".
Российский глянец отныне пишет про митинги сотрудников индустрии моды и про дизайнеров, которые создают целые коллекции, чтобы поддержать участников беспорядков. Конечно, это нравится далеко не всем читателям, чтобы убедиться в этом, достаточно почитать комментарии под постами в инстаграме. Тем не менее, думаю, поддерживающих новую волну гражданской солидарности в СМИ намного больше. Лично я очень горжусь нашими медиа.
Вероятно, найдутся те, кто скажут, что все эти глянцевые журнальчики проплачены на западе. Я отвечу, что не стоит недооценивать нашу власть. Еще в 2014 году был подписан закон об ограничении доли участия иностранцев в российских СМИ. К 2016 году акционеры-нерезиденты должны были иметь не больше 20% акций в российских медиа. Это вынудило их в срочном порядке искать покупателей активов в не очень прибыльном медийном бизнесе. К примеру, журналу Forbes это решение чуть не стоило жизни.