Подборки, обзоры и парфюмерные новости - это всегда интересно, но отвлечемся ненадолго от современности и познакомимся с гением парфюмерной рекламы 40-80-х годов...
4 февраля 1909 года в изысканной семье итальянского аристократа и французской графини родился сын Ренато. Детство было счастливым и безбедным, но закончилось с разводом родителей. Сын, как это обычно бывает, остался жить с матерью, а когда ему исполнилось 15 лет из курортного Римини они переехали в бурлящий Париж. Рене рано пошёл работать, и в юном возрасте уже мог содержать мать Мари Грюо, оставшуюся ни с чем после развода.
Рене с детства хорошо рисовал, и Париж с радостью принял новый талант. Фотографии в журналах 30-х годов почти не публиковали, поэтому иллюстраторы были на вес золота, тем более такие, как Грюо, чьи рисунки были образцом элегантности, женственности и загадочности. С ним заключил контракт знаменитый журнал L’Officiel, а вскоре реакцию буквально брали на абордаж желающие работать с молодым художником.
Одним из первых «парфюмерных» заказчиков был кутюрье Люсьен Лелонг. В 1936-м году он выпустил духи N в честь своей жены Натальи Палей, кстати, русской по происхождению.
Среди желающих посотрудничать с самородком оказался и модельер Кристиан Диор. В 1947 году он заказал Рене рекламную кампанию своего нового аромата Miss Dior и в этот момент родился один из самых красивых творческих тандемов. Гений полунамёков придумал для Диора два образа – лебедя с жемчужными ожерельями и платок в обтянутой перчаткой руке. Перчатки вообще были фетишем художника - он облачал в них почти всех своих девушек.
Рисунки Грюо были минималистичны и многозначительны – нога в туфельке, изящная кисть руки, алые губы… Парой штрихов он умел создать целый мир, а довольно бедные полиграфические возможности того времени работали в его пользу – минимум фона и минимум цвета не отвлекали внимания от главной героини. У Грюо были фирменные цвета – красный, черный и золотой. И ему этого вполне хватало...
Через год после «Мисс Диор» вышел аромат Diorama. На плакате Рене Грюо, который не любил фоны, интерьеры и вообще лишние детали, появился стул. Это была уступка модельеру – это был его любимый стул в стиле Людовика XVI… Уступил он Диору и в рекламе аромата Diorissimo. Для него художник неожиданно нарисовал полностью обнаженную девушку, не оставив со стороны спины никакой тайны. Диор смелость оценил, но все-таки уговорил Грюо надеть на неё какое-нибудь платье…
Художник охотно обнажал своих девушек для рекламы нижнего белья, чулок и... кабаре - модели для модных фото ещё долго не решались снять одежду перед камерой, а нарисованным можно было все!
С Грюо работали Ив Сен-Лоран, Элизабет Арден, Живанши, Бальмен и многие другие – он рисовал рекламу духов, модных коллекций и косметики, а так же визитки, приглашения и даже эскизы для упаковочных материалов. Но когда началась Вторая мировая война - половине клиентов знаменитого иллюстратора стало не до заказов… Тем более, что в те годы Грюо занимался опасным делом, которое могло стоить ему не только карьеры, но и жизни - художник помогал еврейским беженцам, и некоторых даже прятал у себя.
Первые годы после войны Грюо, Диор и примкнувший к ним Жак Фат были главными "звёздами" парижской богемы, но вскоре все изменилось… Богачи и аристократы с их великолепными женщинами в мехах и перчатках оказались не в тренде. Покупатели больше не хотели эксклюзив, они хотели доступность! Среди оставшихся с Грюо был не только ценитель роскоши Диор, но менее известные модельеры – например Жак Грифф. Парфюмерии у него было мало, но образы, созданные художником, выводили её на первый план. Чего стоит только женщина-кошка для аромата Mistigri!
К 60-м годам фотография потеснила живописцев из мира моды… На излёте роскошной эпохи Грюо сделал для дома Диора забавную презентацию аромата Sauvage. Тут художник все-таки настоял на обнажённой натуре – какой же это «Дикарь», если он будет в костюме! Возразить ему было некому – Диор умер в 1957-м году... Последней рекламной кампанией Грюо для диоровской парфюмерии была презентация мужского аромата Jules 1980 года.
За свою историю он работал над рекламой кабаре Moulin Rouge и Lido, часов Omega, Air France, Martini, Cinzano, был художником балетов Ролана Пети, создавал иллюстрации для Vogue, Harper's Bazaar, Marie Claire и вообще, похоже, ни на день не выпускал из рук кисточку… Уехав в Италию из изменившегося Парижа, художник сетовал, листая страницы модных журналов: «И зачем женщины так себя уродуют? Как можно в этом выйти на улицу?». Всю жизнь он был верен девушкам 40-50-х годов, этим обветшавшим красавицам, которые остались для него эталоном.
В 1989 году в Париже состоялась большая выставка произведений Рене Грюо, которую устроила глава парфюмерного дома Dior. 80-летний художник обвёл глазами зал, где собрались почти все его друзья, коллеги и заказчики, и спросил организатора выставки: «Неужели все пришли ради меня?». Сказать, что это растрогало всех слышавших – это не сказать ничего.
Рене Грюо умер в 2004 году на руках у приёмного сына. Согласно последнему желанию художника, о его смерти объявили только после тихих похорон…
Парфюмерный роман: Одри Хепберн и Юбер Живанши
7 ароматов в честь знаменитых женщин
Духи про Россию: Zagorsk, Bolshoi, Cuir de Russie...