Найти тему
Melange Shark

Дюна 1984 – стоит ли смотреть или лучше подождать 2020?

Так что? Посмотрим или нет?
Так что? Посмотрим или нет?

Вопрос, содержащийся в заголовке данной статьи, задал один из моих подписчиков.

Что же – постараюсь кратко на него ответить.

Скажу сразу, что к данной экранизации отношусь скорее негативно, чем положительно, тем не менее, признавая достоинства, которые определенно присутствуют в кинокартине Дэвида Линча.

Декорации, спецэффекты, грим, дизайн песчаных червей Арракиса, визуальные концепции, музыкальное сопровождение – выше всяких похвал.

Но вот дальше начинаются проблемы, и, пожалуй, самая главная - это излишне вольная трактовка произведения Фрэнка Герберта.

При этом в мастерстве самого Линча сомневаться не приходится: «Человек-слон» или «Малхолланд Драйв» отметут любые сомнения в его таланте – режиссер он очень и очень толковый.

Лично для меня, пожалуй, самым большим разочарованием, оказался кинообраз Владимира Харконнена – гениальный интриган, обладающий недюжинным интеллектом (и массой, да-да), ставший одним из самых ярких и запоминающихся злодеев в научной фантастике, у Линча получился каким-то карикатурным психопатом, с уровнем интеллекта чуть выше, чем у белки, и вызывающим у зрителя не чувство страха или ненависти, а всего лишь банальное отвращение к распутной (и распухшей) фигуре барона.

Таким же карикатурным получился Раббан и, при всем моем уважении к Стингу, Фейд-Раута.

Второе разочарование – абсолютно нелепый и неуместный образ ментата: вместо интеллектуала, фактически «человека-компьютера», способного одинаково эффективно исполнить роль, как советника, так и военачальника, мы получили какого-то нелепого клоуна (к Брэду Дурифу – никаких претензий, актер-то он как раз отличный) с кустистыми бровями и очень странным поведением.

Вот такой вот ментат
Вот такой вот ментат

Третье – звуковое оружие, непонятно зачем добавленное в кинокартину: скорее всего только для того, чтобы разнообразить «экшон», а также небольшой «игры смыслов», когда Пол говорит про себя, что: «Моё имя – убийственное слово», но реализовано это, на мой взгляд, настолько неудачно и топорно, что скорее идет в минус самому фильму. Оставили бы боевое искусство из книги – было бы куда лучше.

Местами – очень неудачный дизайн локаций, который, особенно если вы читали книгу, покажется странным и неуместным.

Местами – фильм затянут и смотреть его, особенно если вы не поклонник жанра НФ или, что еще хуже, наоборот, ценитель произведений Фрэнка Герберта, моментами будет очень и очень тяжело.

Впрочем, ни сумбурный сценарий, ни проблемы с реализацией персонажей, ни огромные вольности в трактовке «Дюны», не помешали творению Дэвида Линча заполучить статус культовой кинокартины.

Так стоит ли смотреть?

Скажу свое личное мнение.

Если вы любите необычную научную фантастику, яркие, но порой гротескные и даже отталкивающие образы, разного рода артхаус, творчество самого Дэвида Линча и не читали книгу – можете ознакомиться с данным произведением: местами – это очень хороший фильм (ну и Шон Янг красавица, да).

Если вы читали книгу, и она вам сильно понравилась – то определенно не стоит: скорее всего, получите больше негативных, нежели положительных эмоций.

Но это, повторюсь, всего лишь мое личное мнение.

А что думаете вы?

Ну а на сегодня – все.

До новых встреч, пока!