Автор: Оля Фролова
Я уже писала о том, как запустить первую рассылку. Ключевой шаг в этом процессе — загрузить базу подписчиков. Но если рассылка делается впервые, откуда взять адреса?
Рассказываю, как правильно собрать базу, почему нужно регулярно «чистить» адреса и как не улететь в спам.
Для начала немного кошмара новичка в email-маркетинге.
Валентин – владелец дизайнерского бюро. Он решил запустить рассылку, чтобы увеличить обращения. Писать о реализованных проектах, акциях и вдохновлять на обустройство. Подписчиков рассылки собирал частями: кого-то — из входящей почты бюро, других нашел в Instagram, а часть докупил в интернете.
Первая же рассылка была заблокирована почтовиком и попала в спам.
Кошмар случился, потому что Валентин неправильно собрал базу. Ниже — главный принцип, который он не учел.
Принцип «Получить согласие»
Одно из главных правил массовых рассылок и закона РФ «О рекламе» — получить согласие на отправку email. Это требование почтовых служб Mail.ru, Gmail и Яндекс.
Если отбросить юридические тонкости, отправлять письма без согласия — неуважение к подписчику. Навязчивость и неуместность рассылки воспринимается пользователем плохо: скорее всего рассылку он пометит как «спам» или пожалуется почтовому провайдеру. А дальше на владельца письма может поступить уже реальная жалоба и административный штраф до 500 тыс. рублей.
Как собрать базу и учесть принцип «получить согласие»
Для начала расскажу, какие способы сбора базы незаконны. Используя их, компания может навсегда потерять репутацию у почтовиков и клиентов, а также получить штраф.
Нельзя использовать базу, которая:
- Куплена в интернете. Даже если продавец уверяет в её релевантности тематике бизнеса.
- Собрана из открытых источников: адреса, указанные на сайтах, форумах, социальных сетях.
- Добавлена из адресов в папке «Входящие». Те пользователи, которые обращались в компанию, не обязательно хотят получать рассылку. Сначала донесите ценность писем и получите согласие.
- Собрана парсерами или специализированными программами. Такой софт собирает адреса из сети или генерирует случайные контакты.
Почему эти способы не работают:
- Письма будут заблокированы на одном из 3х этапов контроля: на уровне сервиса рассылок, на уровне почтового провайдера или на уровне пользователя.
- Даже если письмо попадёт во «Входящие», пользователь, не дававший согласие, с высокой вероятностью сразу удалит письмо, пометить его как «спам» или пожалуется почтовику.
- В купленных базах много недействительных адресов или адресов-ловушек. Оплата в сервисах рассылок обычно происходит за каждый email базы. Если таких лже-адресов много, компания будет платить за воздух. А почтовые провайдеры видят недействительные адреса и могут из-за них отправить всю рассылку в спам.
- Нельзя собрать целевую аудиторию из открытых источников. По всему интернету раскидано много адресов, но широкой массе обычно доступны общие ящики компаний или недействительные контакты. Эффективной рассылки по нецелевой базе не будет.
Теперь о законных способах получения базы подписчиков. В эту категорию попадают все инструменты, которые позволяют учесть принцип «получить согласие».
Как законно собрать базу
Форма подписки на сайте компании. Она может встречать пользователя на главной странице или в блоге, появляться при закрытии вкладки. Через форму пользователь осознанно оставляет свой email для получения писем.
Если хотите сразу отправлять письма новым подписчикам, удобно интегрировать форму с сервисом рассылки. Например, автоматический сбор адресов описан в инструкции UniSender.
Страница подписки в Facebook. Социальные сети предлагают собирать базу в постах и в рекламе.
Как создать, настроить и получать контакты из Facebook, подробно рассказано в гайде по Facebook Lead Ads.
Отдельный лендинг под сбор адресов. Донести ценность подписки и упростить получение базы возможно через лендинг, рассказывающий о рассылке.
Часто компании используют страницу под отдельный продукт или услугу. На таких сайтах форма подписки встроится органично.
Подписка в подписи. В обычную подпись компании добавьте ссылку на подписку. Заинтересованные клиенты будут подписываться и пополнять базу.
Онлайн-чат. При общении с пользователем в онлайн-чате на сайте оставьте возможность подписки на рассылку. Эффективнее запрашивать email и согласие после начала диалога.
Hello bar. Это аналог формы подписки на сайте, но закрепленный в виде полосы вверху или низу страницы. Hello bar острее привлекает внимание, но требует краткого пояснения ценности подписки.
Ещё десяток легальных способов для сбора базы, найдёте в статье «30 способов увеличить базу подписчиков».
Как навести порядок в базе
Помимо того, чтобы собрать базу, за ней желательно ухаживать. Зачем это делать:
- Увеличить показатели эффективности рассылки: доставляемость, количество открытий и переходов.
- Избавиться от заброшенных адресов и спам-ловушек. Это увеличит доставляемость и компания не будет платить за неиспользуемые адреса.
- Повысить репутацию домена. Жалобы на спам и недействительные адреса — сигнал почтовым службам о недобросовестности отправителя.
А ещё чистка базы помогает экономить: меньше адресов — меньше плата за тариф.
Следить за порядком в базе не так уж и хлопотно, надо только знать несколько правил. Вот они:
- Один раз в 2-3 месяца удаляйте адресатов, которые не читают ваши письма, и email, которые попадают в спам или не доставляются. Статистика этих данных есть в аналитике сервиса рассылок.
- Используйте метод двойного подтверждения на рассылку. Он позволит избавляться от «случайных» подписчиков: сначала пользователь оставляет email, затем подтверждает подписку по ссылке в письме.
- Исключайте из базы контакты, которые просят отписать их от рассылки или не открывают письма несколько месяцев.
- После каждой чистки оценивайте объем базы и меняйте тариф по возможности.