Найти тему
History by Инородец

Как поляки объединялись в Казани и открыли свой "Польский дом"

В Казанской губернии в конце 19-го века проживало более двух тысяч католиков, из них 80,2% (1615 чел.) были поляками. В Казани еще в середине 19-го века был построен костел. В годы Первой мировой войны количество поляков в губернии значительно выросло. Польская интеллигенция в Казани старалась сохранить национальные ценности - предметы искусства и документы по истории Польши. Кроме того, они издавали журнал на польском языке.

Католический приход в Казани был организован еще в 1830-е годы, через двадцать лет было построено здание красивого костела по проекту архитектора П.Т. Жуковского. Землю под костел пожертвовал ученый-востоковед, ректор Казанского университета О.М. Ковалевский. Большая часть средств на строительства костела собрали прихожане, среди них был и врач Л.В. Вишневский. В начале ХХ века костел был немного перестроен, здание дополнили двумя симметричными колокольнями. Автором проекта был архитектор Л.К.Хрщонович.

Костел закрылся в 1929 году, сегодня это одно из зданий Казанского авиационного института. Фото: http://centernasledie.ru
Костел закрылся в 1929 году, сегодня это одно из зданий Казанского авиационного института. Фото: http://centernasledie.ru
За годы Первой мировой войны количество католиков в Казанской губернии увеличилось до 20 тысяч человек. Прежде всего, это произошло за счет эвакуированного населения западных окраин Российской империи. Но были и другие социальные группы.

Среди поляков в годы войны наблюдалось удивительное этноконфессиональное единство. При этом среди них были и казанские поляки, и беженцы, и даже военнопленные. Для детей польских беженцев было организовано обучение на родном языке.

В 1917 году в Казани действовало просветительское общество под названием «Польский дом», которое содержалось на пожертвования польского населения. Общество организовывало показы спектаклей на польском языке, прибыль от которых направлялась в поддержку учащихся.

С весны 1918 г. «Польский дом» начал издавать журнал на польском языке «Przyszlose» («Будущее»). В редколлегии журнала состояли польские ученые Максимилиан Хубер (Львов), Хенрик Мианковский (Краков), Збигнев Паздро (Львов), Максимилиан Каминский (Варшава), Алоиз Ванчура (Львов), Витольд Орловский и Казимир Станишевский (Казань). Редактором являлся Леон Ференцевич, а секретарем − Казимир Виязовский.

Надо отметить, что не все поляки-ученые были беженцами. Например, выдающийся физик, основатель польской школы механики Максимилиан Хубер находился в Казани в качестве военнопленного. Он служил в австро-венгерской армии и был взят в плен после сдачи крепости Перемышль.

Профессор Максимилиан Хубер был пленным офицером из Перемышля
Профессор Максимилиан Хубер был пленным офицером из Перемышля

Так же служил в австро-венгерских войсках и доктор права Збигнев Паздро из Львова. Он сначала находился в лагере военнопленных в Семипалатинске. Позднее был переведен в Казань, где работал учителем в польской школе.

Журнал «Przyszlose» стал продолжением культурной работы, начавшейся еще до революции и продолжавшейся уже после февраля 1917 года. В частности, одним из направлений деятельности польской интеллигенции стала работа по выявлению и сохранению польского историко-культурного наследия за пределами Польши, в районах эвакуации.

Так, Алоиз Ванчура составил каталог рукописей и книг по польской истории, хранящихся в библиотеках Казанского университета и Казанской духовной академии. С обнаруженных документов по истории Польши ученым были сняты копии. Помимо документальных материалов польскую общественность интересовали предметы искусства. В Казани была найдена картина, принадлежащая перу польского художника ХIХ в. Яна Матейко.

Одна из картин Яна Матейко. "Стефан Баторий под Псковом" (1878). Фото: https://ru.wikipedia.org
Одна из картин Яна Матейко. "Стефан Баторий под Псковом" (1878). Фото: https://ru.wikipedia.org

Немало культурных ценностей оказалось во внутренних губерниях России в годы Первой войны. Например, во время эвакуации из Польши были вывезены костельные колокола. В Казани они хранились в артиллерийских складах в Адмиралтейской слободе. Активисты-поляки в 1917 году произвели опись колоколов.

Некоторые поляки из числа военнопленных вернулись в родные края уже в 1918 году, возвращение беженцев растянулось до начала 1920-х годов.

Читайте также:

Польские татары в Казани

Военнопленные-офицеры в Уфе и Казани

Два шляхтича из одной деревни Татарской АССР