Найти тему
Хроники Пруссии

Скорый суд герцога Альбрехта: как усмирили восставших крестьян в Восточной Пруссии

Можно сказать, что для Восточной Пруссии 1525 год выдался на редкость неудачным.

Во-первых, истек срок четырехлетнего перемирия, заключенного после очередной польско-тевтонской войны, которую орден проиграл. 8 апреля был подписан Краковский мир, в результате которого вместо теократического государства рыцарей-монахов на карте появилось светское герцогство Пруссия. Соответственно, бывший Великий магистр, а отныне уже герцог Альбрехт стал наследственным правителем новой державы – и одновременно вассалом польского короля Сигизмунда I Старого, которому два дня спустя принес присягу на городской площади того самого Кракова.

Во-вторых, до берегов Прегеля из «глубинных» германских земель докатились идеи Реформации, вполне прогнозируемо спровоцировав не только сугубо духовные брожения среди простого народа. Правда, уже начавшаяся в фатерлянде крестьянская война Восточную Пруссию пока не затронула, однако наиболее проницательные люди прекрасно понимали, что это всего лишь вопрос времени, причем ближайшего.

Восставшие крестьяне. Старинная гравюра.
Восставшие крестьяне. Старинная гравюра.

Тем более – и это в-третьих – виды на урожай были откровенно плохими, если не сказать жестче. На горизонте замаячил призрак всеобщего голода. Ввиду всего этого пруссаки весьма охотно внимали речам периодически объявлявшихся там и сям религиозных пропагандистов. Особенно благодарную аудиторию эти проповедники находили в сельской местности, обитатели которой давно уже мечтали хоть немного облегчить свое незавидное положение.

А дворяне-землевладельцы, как нарочно, требовали все больше. Теперь уже светские рыцари окончательно избавились от остатков монашеской скромности и принялись наверстывать упущенное за предыдущие века, стремясь если не перегнать, то хотя бы приблизиться к польским дворянам по уровню роскоши собственного бытия. Короче, «верхи» все больше борзели, а «низы» стремительно нищали, напряженно прислушиваясь к учению Мартина Лютера, которое будто бы отвечало народным чаяниям. Во всяком случае, толкование того места Евангелия от Матфея, где говорилось о «труждающихся и обремененных», пользовалось огромной популярностью. Равно как и неизвестно кем сочиненные 12 параграфов, ставшие программой протестного движения крестьян: отмена штрафов за потравы полей скотом и наложенных помещиками новых тягостей, право свободной охоты, восстановление старых общинных вольностей и т. д.

Короче, к сентябрю и восточно-прусское крестьянство дошло до точки кипения. Сначала полыхнуло в деревне Каймен (сейчас это поселок Заречье), где местный мельник по имени Каспар взбунтовал свыше 4 тысяч своих односельчан и жителей окрестных поселков. Восставшие внезапным налетом овладели одноименным замком, взяв в плен его хозяина – Андреаса фон Риппе. Ненавистного угнетателя даже не доволокли до ближайшего дерева, чтобы повесить – растерзали по дороге. Потом двинулись дальше по округе, поднимая на вилы не успевших вовремя смыться дворян и подвергая разграблению их имения. Так, в зареве пожаров господских усадеб подошли непосредственно к Кёнигсбергу.

Руины замка Каймен.
Руины замка Каймен.

Крестьяне надеялись, что их войско пополнят если не зажиточные бюргеры, то, во всяком случае, представители люмпен-пролетариата, а может, и граждане среднего достатка. Однако смычка города с деревней не состоялась – приученные к жесткому «орднунгу» кёнигсбержцы побоялись насилия и грабежей в случае, если крестьянское войско войдет в столицу Восточной Пруссии. На переговоры с повстанцами отрядили делегацию во главе с бургомистром Альтштадта (одного из трех городов, составлявших конгломерацию Кёнигсберг) Николаусом Рихау.

Человек хитрый и с хорошо подвешенным языком, Рихау первым делом потребовал от высыпавших ему навстречу мужиков с дрекольем тотчас же прекратить возмутительные бесчинства и дождаться, когда их обиды и требования рассмотрит лично герцог Альбрехт.

- Вот только наш повелитель, как на грех, уехал по делам в Силезию, - распинался переговорщик. – Но обещал вскоре вернуться. Так что, можете не сомневаться – суд будет открытым и справедливым. Его светлость заставит ваших притеснителей умерить волчьи аппетиты!

Крестьяне в раздумье чесали затылки. Параллельно Рихау пришлось выдержать бурный разговор с потерпевшими дворянами, которые также гуртом явились в Кёнигсберг – только с другой стороны, и тоже требовали суда – но только над охамевшими вконец смердами.

- Вы, edle Herren, коней-то попридержите, - втолковывал помещикам бургомистр. – В том смысле, что новые повинности и налоги пока вводить не надо. А там видно будет…

На второй день в переговорах, состоявшихся на горе Кведнау (теперь район Северная гора в Калининграде), приняли участие советники Альбрехта, подтвердившие намерение своего шефа детально во всем разобраться и воздать каждому по вине его. Увещевания возымели эффект. Повстанцы согласились освободить захваченных в плен благородных господ – кого еще не успели порешить. И даже вернули законным владельцам многое из награбленного имущества. Герцога простодушные мужики теперь ждали, как бога.

Альбрехт Бранденбург-Ансбахский - последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.
Альбрехт Бранденбург-Ансбахский - последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.

И вот Альбрехт, наконец, приехал. Восставшим крестьянам – их к тому моменту насчитывалось около 3 тысяч человек – назначили встречу на поле у пригородной деревни Лаут. Одни краеведы считают, что она располагалась на месте нынешнего поселка Родники, другие указывают на Большое Исаково, что на окраине современного Калининграда. Истина (думается, как и координаты той деревушки) где-то посредине.

- Название Лаут (Лавет), скорее всего, происходит от старопрусского слова «сени», нечто, предваряющее город, - говорит краевед Николай Чебуркин, - В старых хрониках деревня начала упоминаться почти сразу после основания Кёнигсберга.

Ну да не в этом дело. Собравшись у деревенской мельницы, повстанцы толковали между собой, о чем конкретно им стоит попросить герцога. А может даже - чем черт не шутит – и что-то потребовать у него! Тут вдали заклубилась пыль на ведущей из Кёнигсберга дороге.

- Едут! Е-е-едут!! – надрывались вездесущие деревенские мальчишки.

Это и впрямь был правитель Пруссии, да не один. Альбрехт прибыл в сопровождении тысячи конных рейтаров и такого же числа солдат-пехотинцев. И без лишних слов предложил крестьянам выбор – сдаться или погибнуть на месте. Поглядев на изготовившихся к бою кавалеристов и аркебузиров, бунтари поняли, что с их вооружением и выучкой против профессиональных военных не выстоять. И принялись один за другим втыкать вилы в землю…

Разгром восставших крестьян. Старинный рисунок.
Разгром восставших крестьян. Старинный рисунок.

Герцогский суд и впрямь оказался скорым на расправу. Примерно 80 главарей повстанцев, на которых указали памятливые дворяне, были брошены в тюрьмы, где подверглись страшным пыткам, в итоге понеся суровое наказание. Трех главных смутьянов вздернули на виселицы – одного в пресловутом Каймене, другого в Лаукишкене (теперь – поселок Саранское), а третьему оказали честь быть казненным в самом Кёнигсберге.

Считая себя человеком чести, который обязан держать данное слово, Альберхт рассмотрел-таки жалобы, с которыми крестьяне пришли к его столице. И счел сведения о наглых притеснениях и бессовестных поборах со стороны дворян не соответствующими действительности.

На том крестьянская война в Восточной Пруссии и завершилась. Осталась лишь народная память о «кровавом поле» у деревни Лаут.