Найти тему
Diama

5 спасительных НЕ или как я научилась совмещать работу и помощь ребёнку с уроками

- Маааамочка – моя младшая дочь нежно гладит меня по руке. Но ее слабого прикосновения хватает для того, чтобы кисть дернулась и выделенный фрагмент текста улетел в цифровую бездну.

- Котик, пойдем я тебе мультики поставлю, маме надо еще немного поработать. Пока мы перемещаемся к телевизору, в моей душе открываются все двери родительского ада, и оттуда, торопясь и расталкивая друг друга костлявыми локтями, лезут знакомые всем работающим мамам демоны «да что же я за мать», «работа дороже ребёнка», «совсем малыша забросила», «без матери дите растет».

Через минуту ребёнок передан в заботливые руки «Малышариков» (благослови бог их создателей), а я, усмирив бурю в душе, падаю на стул и вновь погружаюсь в работу.

Чуть позже мне предстоит повторение этой ежедневной пытки: сын вернется со школы и настанет время тяжелой вечерней повинности – время уроков.

Работающей «декретницей» я стала с появлением третьего ребенка. Старшая заканчивала школу, средний плавно покидал возраст «мама-купи-машинку» и перемещался в возраст «мама-хочу-трюковой-велосипед». Три рта, на треть больше расходов, плюс привычка к определенному уровню жизни и собственной финансовой независимости. Три года существования на пособие и зарплату мужа не укладывались в мои представления о благополучии. Платить за этот выбор приходилось собственными нервами и раздувавшимся как шар чувством родительской вины. И если с младшей дочкой мы еще как-то могли договориться, то договориться со школьной системой, требующей ежевечернего жертвоприношения детских и родительских сил на алтарь домашки, увы, было невозможно.

Первое время, я тотально контролировала каждую его косую палочку и букву. На это ежевечерне уходило до двух часов. Невосполнимая брешь в моем временном бюджете. О количестве пролитых над тетрадями детских слез и угробленных нервных клеток, думаю, можно умолчать. Конечно, я пыталась следовать советам многочисленных мудрецов от психологии и «Не делать уроков с ребенком», но уже через месяц такой вольницы в вайбере появлялись тревожные сообщения от классного руководителя, а в тетрадях не менее тревожные трояки и двойки. Я поняла, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего и начала выстаивать свою систему взаимоотношении с уроками.

Итогом раздумий стала моя система «5 НЕ»:

НЕ пускай на самотёк. Контроль необходим, но в идеале это должен быть само-контроль. Поэтому работаем не над выполнением разового задания, а над формированием привычки выполнять его. Составляем и вешаем над столом расписание дня. Первые месяцы я дублировала это расписание себе в телефон в виде напоминалок: 14.30 – пришел со школы, 15.00 – обед, 15.30 – отдых, 16.00 – уроки и т.п.

НЕ сиди рядом. Если бы мне в спину ежедневно тяжело дышал начальник, моя производительность упала бы до нуля. Поэтому однажды волевым усилием я встала из-за стола и вышла из детской. Теперь захожу только, если сын просит помочь с каким-то конкретным трудным заданием.

НЕ откладывай трудное. Самое сложное делаем первым, пока свежи мозги. Механическую работу вроде «переписать» оставляем напоследок.

НЕ копи. Все задания на будущую неделю выполняем в выходные. Зато потом будет меньше работы и больше свободного времени.

НЕ получается – делегируй. За месяц до сдачи рабочего проекта я выпала из реальности. Сроки поджимали нещадно, а тут еще муж уехал в командировку. Младшую взяла на себя бабушка. Старшая уже полгода училась в другом городе. Средний ребенок с его уроками стоял передо мной немым укором. Услуги репетитора-многостаночника, такого, чтобы мог и русский, и математику, и обществознание, стоили примерно всю мою месячную зарплату. И тогда я полезла в интернет, который сразу выдал мне ссылку на онлайн продлёнку. Милые педагоги с доброй улыбкой и профессиональной сталью в голосе лихо взяли моего третьеклассника в оборот. Вынырнув из проекта, я не сразу поняла, что эти чистые, практически без учительских «красных» замечаний, тетради принадлежат сыну. Молчал и чат в вайбере с классным руководителем. В электронном журнале среди четверок и пятерок болталось всего два трояка.

Конечно, наша схема не идеальна. Конечно, бывают срывы и сбои. Зато страшные для многих карантинные месяцы прошли для нашей семьи почти незаметно. Только что сын чаще был дома и в расписании появился еще один пункт «поболтать с мамой»)