В 2024 году каждая отрасль промышленного производства столкнётся с обязательным процессом маркировки товаров. В свою очередь, магазинам, в которых будет размещен маркированный товар, уже сейчас необходимо подготовиться к автоматизации процесса.
Что такое маркировка? Для чего она нужна, кому выгодна и как повлияет на рыночные отношения между покупателем и продавцом?
Ответы на вопросы, законодательные факты и полезные советы собрали в этой статье
Это процесс идентификации товарных единиц - присвоение им индивидуального кода, при помощи которого можно определить качество товара и исключить его нелегальное происхождение.
Такой инструмент дает ряд преимуществ всем звеньям торговой цепи и является главным информационным источником о нелегальном производстве. Всё это ведет к контролю, повышению ответственности производителей, конкурентоспособности бизнеса и обеспечению граждан только проверенными товарами, что само по себе является заботой о здоровье и качестве жизни населения.
Конечно, есть и обратная сторона медали: затраты на специальное оборудование и программное обеспечение для работы с маркированным товаром, проблемы с оформлением документации для начала такой деятельности и в ежедневном режиме для отчетности, необходимость обучения персонала работе в новом режиме.
Если кратко разобраться, как работает законодательная система, то процесс выглядит так:
- Правительство определило единого оператора системы маркировки товаров - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ);
- ЦРПТ разработал Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак»;
Основной частью системы «Честный знак» является создание Национального каталога товаров, в который и будут внесены все коды промаркированных товаров и информация о них. К слову, этот Каталог уже функционирует и открыт для всех пользователей бесплатно.
Как происходит маркировка?
Если представить весь процесс как последовательную цепочку, то вот в каком порядке работают все его звенья:
- Производитель или импортер делает заказ марок и кодов маркировки;
- Госзнак/ЦРПТ выпускает марки, КиЗ (контрольно-идентификационный знак) и коды для заказчика;
- Промаркированный товар вводится в оборот;
- Товары поступают оптовикам, которые распределяют товары по розничным продавцам;
- Розничные продавцы вводят коды считывателем в свою торговую систему для автоматизации процесса;
- Покупатель, приобретая товар, может отсканировать маркировку при помощи приложения, установленного на смартфон и получить информацию о производителе и другие товарные данные, которые уже внесены в Национальный каталог товаров.
Стоит отметить, что на сегодняшний день индивидуальная маркировка представляет собой марку с двухмерным штрихкодом DataMatrix или контрольно-идентификационный знак (КиЗ) с радиочастотной меткой (RFID).
Маркировочные коды обойдутся производителям и импортерам по 50 копеек за штуку. Если товар попадает под категорию жизненно необходимых лекарственных препаратов и предназначается для медицинского применения, стоимость увеличивается до 20 рублей за штуку.
Что уже необходимо сделать розничным магазинам для соблюдения требований об обязательной маркировке товаров?
Для большинства предприятий схема действий довольна проста и не потребует значительных трат. Сохраните ее в закладки, чтобы использовать, когда потребуется.
- Нужно пройти регистрацию в системе «Честный знак» и получить электронную подпись;
- Установить программу складского учета и вносить через нее все накладные от поставщиков, уже содержащие маркированные товары, в систему «Честный знак»;
- Если у вас еще нет необходимого сканера для считывания штрихкодов, обязательного его приобрести.
- Важно учитывать некоторые требования к таким товарам, как табачные изделия, алкоголь и ряд других товаров. Более подробно об этом можно узнать на официальном сайте системы «Честный знак».
Кто выиграет от введения маркировки?
Выгоды для покупателей:
● Уверенность в качестве приобретенного товара.
● Защита здоровья и собственных потребительских прав.
Выгоды для предпринимателей:
● Повышение конкурентоспособности.
● Рост доходов и снижение издержек.
● Автоматизация процесса и доступ к информации о поставщиках.;
Выгоды для государства:
● Контроль над сокращением черного рынка.
● Единая система контроля товарных рынков.
● Увеличение налоговых платежей.
У Вас уже возникли сложности и вопросы или Вы хотите прояснить какие-то моменты на будущее? Напишите или позвоните специалистам по 1С - и они помогут определиться.
Какие еще положительные моменты и негативные последствия от процесса обязательной маркировки ждут всех участников процесса? Напишите свое мнение на этот счет в комментариях. Поделитесь с читателями другой полезной информацией по этой теме, если таковой располагаете.