Найти тему
IT Решения для бизнеса

Обязательная маркировка товаров: кому и для чего?

Оглавление

В 2024 году каждая отрасль промышленного производства столкнётся с обязательным процессом маркировки товаров. В свою очередь, магазинам, в которых будет размещен маркированный товар, уже сейчас необходимо подготовиться к автоматизации процесса.

Что такое маркировка? Для чего она нужна, кому выгодна и как повлияет на рыночные отношения между покупателем и продавцом?

Ответы на вопросы, законодательные факты и полезные советы собрали в этой статье

Это процесс идентификации товарных единиц - присвоение им индивидуального кода, при помощи которого можно определить качество товара и исключить его нелегальное происхождение.

Такой инструмент дает ряд преимуществ всем звеньям торговой цепи и является главным информационным источником о нелегальном производстве. Всё это ведет к контролю, повышению ответственности производителей, конкурентоспособности бизнеса и обеспечению граждан только проверенными товарами, что само по себе является заботой о здоровье и качестве жизни населения.

Конечно, есть и обратная сторона медали: затраты на специальное оборудование и программное обеспечение для работы с маркированным товаром, проблемы с оформлением документации для начала такой деятельности и в ежедневном режиме для отчетности, необходимость обучения персонала работе в новом режиме.

Если кратко разобраться, как работает законодательная система, то процесс выглядит так:

  • Правительство определило единого оператора системы маркировки товаров - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ);
  • ЦРПТ разработал Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак»;

Основной частью системы «Честный знак» является создание Национального каталога товаров, в который и будут внесены все коды промаркированных товаров и информация о них. К слову, этот Каталог уже функционирует и открыт для всех пользователей бесплатно.

-2

Как происходит маркировка?

Если представить весь процесс как последовательную цепочку, то вот в каком порядке работают все его звенья:

  • Производитель или импортер делает заказ марок и кодов маркировки;
  • Госзнак/ЦРПТ выпускает марки, КиЗ (контрольно-идентификационный знак) и коды для заказчика;
  • Промаркированный товар вводится в оборот;
  • Товары поступают оптовикам, которые распределяют товары по розничным продавцам;
  • Розничные продавцы вводят коды считывателем в свою торговую систему для автоматизации процесса;
  • Покупатель, приобретая товар, может отсканировать маркировку при помощи приложения, установленного на смартфон и получить информацию о производителе и другие товарные данные, которые уже внесены в Национальный каталог товаров.

Стоит отметить, что на сегодняшний день индивидуальная маркировка представляет собой марку с двухмерным штрихкодом DataMatrix или контрольно-идентификационный знак (КиЗ) с радиочастотной меткой (RFID).

Маркировочные коды обойдутся производителям и импортерам по 50 копеек за штуку. Если товар попадает под категорию жизненно необходимых лекарственных препаратов и предназначается для медицинского применения, стоимость увеличивается до 20 рублей за штуку.

-3

Что уже необходимо сделать розничным магазинам для соблюдения требований об обязательной маркировке товаров?

Для большинства предприятий схема действий довольна проста и не потребует значительных трат. Сохраните ее в закладки, чтобы использовать, когда потребуется.

  • Нужно пройти регистрацию в системе «Честный знак» и получить электронную подпись;
  • Установить программу складского учета и вносить через нее все накладные от поставщиков, уже содержащие маркированные товары, в систему «Честный знак»;
  • Если у вас еще нет необходимого сканера для считывания штрихкодов, обязательного его приобрести.
  • Важно учитывать некоторые требования к таким товарам, как табачные изделия, алкоголь и ряд других товаров. Более подробно об этом можно узнать на официальном сайте системы «Честный знак».
-4

Кто выиграет от введения маркировки?

Выгоды для покупателей:

● Уверенность в качестве приобретенного товара.

● Защита здоровья и собственных потребительских прав.

Выгоды для предпринимателей:

● Повышение конкурентоспособности.

● Рост доходов и снижение издержек.

● Автоматизация процесса и доступ к информации о поставщиках.;

Выгоды для государства:

● Контроль над сокращением черного рынка.

● Единая система контроля товарных рынков.

● Увеличение налоговых платежей.

У Вас уже возникли сложности и вопросы или Вы хотите прояснить какие-то моменты на будущее? Напишите или позвоните специалистам по 1С - и они помогут определиться.

Какие еще положительные моменты и негативные последствия от процесса обязательной маркировки ждут всех участников процесса? Напишите свое мнение на этот счет в комментариях. Поделитесь с читателями другой полезной информацией по этой теме, если таковой располагаете.

-5