Найти тему
Get experts

Корпоративное обучение — эффективный инструмент?

Рекрутинговая компания Hays совместно со Skyeng, Geekbrains, Нетологией и MyMentoring провела исследование актуальности дополнительного образования, в котором приняли участие 5 153 респондентов: 286 работодателей (68% из которых — международные компании) и 4 867 профессионалов (63% из них имеют высшее образование и работают по специальности, связанной с основным или дополнительным образованием).
Рекрутинговая компания Hays совместно со Skyeng, Geekbrains, Нетологией и MyMentoring провела исследование актуальности дополнительного образования, в котором приняли участие 5 153 респондентов: 286 работодателей (68% из которых — международные компании) и 4 867 профессионалов (63% из них имеют высшее образование и работают по специальности, связанной с основным или дополнительным образованием).

Корпоративное обучение — инструмент решения проблем

Компании считают корпоративное обучение эффективным способом поддержать конкурентоспособность компании. 75% работодателей уверены, что оно помогает устранить слабые места в компетенции сотрудников, 67% отмечают его как способ повысить квалификацию, 59% — как способ развивать у сотрудников лидерские качества.

79% работодателей считают, что сотрудников нужно мотивировать постоянно обучаться, чтобы компания не потеряла конкурентоспособность. 84% из них мотивируют сотрудников тем, что рассказывают о возможностях обучения в компании, 74% привлекают к обучению руководителей, а 60% дают возможность учиться в рабочее время.

Однако тратить много ресурсов на корпоративное обучение работодатели не готовы — в 44% компаний на него выделяют до 10% HR-бюджета.

Вектор корпоративного обучения — life-long learning и развитие лидерских качеств

С 2000-ых годов в образовании набирает силу концепция life-long-learning — непрерывного образования, которое сотрудник проходит по своему желанию, преследуя личные и профессиональные цели. 44% работодателей считают эту концепцию перспективной и вкладываются в развитие инфраструктуры для ее реализации. 25% проявляют интерес к концепции life-long learning, но не выделяют ресурсы на ее реализацию целенаправленно.

Тем не менее элементы этой концепции используют многие работодатели. В 80% компаний есть система адаптации новичков, 74% проводят внутренние курсы и тренинги, 54% обучают сотрудников управленческим навыкам, а 52% — иностранным языкам.

Среди направлений корпоративного обучения работодатели отдельно обращают внимание на лидерские программы. Система развития лидерских качеств есть в 45% компаний, еще 30% считают ее внедрение стратегическим приоритетом. По мнению работодателей, программы лидерства помогают повысить конкурентоспособность менеджеров высшего звена и компании в целом, удержать ценные кадры и сформировать из них «золотой резерв» компании.

Задача этих лидерских программ — развивать у профессионалов «мягкие» навыки. По просьбе Hays работодатели выделили среди них один или несколько основных. 91% работодателей считают, что лидерам важно развивать стратегическое мышление, 80% отмечают навыки коучинга, 79% — эмоциональный интеллект, 75% — ориентацию на результат, и 72% — гибкость и способность меняться.

Насколько эффективно корпоративное обучение

В рамках опроса сотрудники оценили корпоративное обучение в их компании по пятибалльной шкале. 37% сотрудников считают корпоративное обучение в своей компании совсем неэффективным — они поставили по шкале от 1 до 5 по 1 или 2 балла. 30% называют эффективность обучения удовлетворительной. Действительно эффективным обучение считают 33% сотрудников.

-2

Специалисты ждут от работодателей большей вовлеченности. 49% из них хотели бы, чтобы их непосредственный руководитель помог выбрать направление и дал рекомендации по обучению.

Одним из самых форматов корпоративного обучения остаются тренинги, причем 83% работодателей привлекают к их проведению внешних тренеров. 60% сотрудников за последний год посещали тренинги от своего работодателя. Но этот формат теряет свою эффективность — его пользу отметили только 24% специалистов.

К эффективным форматам корпоративного обучения сотрудники отнесли участие в проектах (72%), работу с наставником (50%) и обучение на деловых играх, симуляциях и кейсах (43%). Лекции и семинары ушли на второй план — их назвали эффективными 18% сотрудников. Похожая ситуация с вебинарами и онлайн-конференциями — их оценили 11% специалистов.

-3

Несмотря на то, что в тройку лидеров специалисты разных поколений включили одни и те же форматы, в зависимости от возраста есть некоторые различия в предпочтениях. Поколение Z— сотрудники в возрасте 18-24 лет — оценивают эффективность интерактивных курсов и подкастов выше, чем их старшие коллеги. Сотрудники старше 55 лет, в отличие от остальных, отмечают большую пользу лекций и семинаров, но ниже оценивают коучинг как метод обучения. В остальном позиция сотрудников в зависимости от возраста разнится незначительно.