Hays предложила сотрудникам указать, какое образование дало им больше всего необходимых на работе навыков. Они могли выбрать несколько вариантов.
Для 87% специалистов полезнее всего оказалось обучение в процессе работы, но дополнительное образование встало в один ряд с высшим. 37% сотрудников считают, что больше всего актуальных навыков им дали в вузе, и столько же — что получили эти навыки на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.
Те из опрошенных, кто уже получил дополнительное образование, считают, что оно положительно повлияло на их карьеру. 24% сотрудников отметили повышение эффективности труда, 23% — карьерный рост. У 60% опрошенных после дополнительного обучения, по их словам, повысилась зарплата, причем у половины из них более чем на 20%. На 5–10% выросла зарплата у каждого десятого респондента, на увеличение зарплаты в рамках 11–20% и 21–50% приходится по 15% ответов. Не изменилась зарплата у 40% ответивших.
Дополнительное образование влияет и на шансы специалиста устроиться на работу. 48% работодателей рассматривают его наличие как преимущество кандидата при отборе. При этом 64% работодателей проверяют наличие сертификатов или дипломов, если сотрудник утверждает, что прошел дополнительные курсы.
На зарплату наличие дополнительного образования, с точки зрения работодателей, влияет незначительно. Только 15% компаний готовы повысить ее после того, как сотрудник пройдет курсы, из них 11% готовы повысить зарплату на 5–10%, а 4% — на 11–20%. Остальные называют это делом самого сотрудника или считают, что компании достаточно только оплатить сотруднику обучение. Полностью или частично компенсировать сотрудникам получение дополнительного образования готов 51% работодателей: из них каждый пятый считает, что размер компенсации решается индивидуально с каждым из сотрудников, а 16% считают необходимым заключить ученический договор, предусматривающий обязательную работу в компании в течение определенного срока.
Что мешает получать дополнительное образование
Первое, что заставляет специалистов медлить с дополнительным образованием, — загруженность на основной работе. У 38% сотрудников после нее не хватает энергии на то, чтобы учиться. Второе препятствие — высокая стоимость дополнительного образования. Она останавливает 31% сотрудников. Отсутствие поддержки со стороны руководства — препятствие для 15% респондентов, а 3% ответивших останавливает неподходящий для обучения возраст. Остальные находятся в поиске нужных курсов или не считают необходимым тратить время на них.
При этом во время пандемии только у 36% сотрудников появилось дополнительное время, которое они могут посвящать курсам и тренингам. У 30%, наоборот, больше времени стала отнимать основная работа. У 22% ничего не изменилось — они и так посвящали свободное время дополнительному образованию. Говоря о работодателях, 25% респондентов активно покупали онлайн-курсы, тренинги, вебинары для своих сотрудников.
«Оставаться конкурентоспособным специалистом сейчас можно только постоянно развиваясь и получая новые релевантные знания. Онлайн-курсы, вебинары и тренинги дают возможность овладеть этими знаниями быстро и с минимальными затратами — это подтверждают 93% работодателей. Показательно, что получение дополнительного образования остается личным делом зрелого профессионала, однако не может не радовать, что и работодатели сегодня все чаще поощряют активную позицию сотрудников в вопросах дополнительного образования. Руководители понимают, что, вкладываясь в обучение своих специалистов, они повышают их лояльность и конкурентоспособность компании в целом», — подвел итоги исследования Алекс Штейнгардт, генеральный директор Hays в России.