Привет друзья!
Здравствуйте!
Ас-саля́му 'але́йкум!
Здорово бывали!
------------------------
Живу на Северном Кавказе, нужно знать как поприветствовать своих соседей!)
*****
Помните на одной из старых карт 1780 г., которые мы с Вами рассматривали, я обратил Ваше внимание на крепость Terki (Терки) на речке Tamenki (Тюменка)
Ниже еще один фрагмент карты ...
Нашел гравюру 1700-тых годов 18 века с видом на крепость и её план ...
Так что же это за речки Тюменка почему она к возмущению Тюменцев не в Сибири и что это за крепость такая, чья она и давно ли там построена, а главное куда и когда пропали речка и крепость?
Сначала о территории где протекала Тюменка и, позднее, был город-крепость Терки ...
По сведениям, которые мне удалось найти, это территория на которой, до нашей эры, располагалась Сарматия и Скифия, а в конце этого периода, существовало государство - союз многих племен (около 26 языков использовались на её территории) под названием Албания (кавказская Албания) ...
Впервые на карте (То что я смог найти! Если есть другие присылайте ссылки!) она появляется в 1513 году.
Сама Албания упоминается во многих источниках Древней Греции и Рима. Однако, первые отчетливые сведения о нем были получены римлянами и греками во время экспедиции Помпея в страны Кавказа в поисках Митридата , в 65 году до нашей эры. Вообще эта тема, про Албанию, очень интересна ...
Достаточно взглянуть на эти карты:
... это отличная тема для статьи!)
Думаю кратенько про кавказскую Албанию понятно, можно переходить дальше!
Вернемся к Терки и Тюменке ...
По первой версии он возник, по велению Федора I Иоанновича в 1588—1589 годах, на месте города-крепости отмеченном на карте ниже как "Tumenscko" ....
... который основали предки Кумыков (Тюменские татары, Терские татары) в 15 веке и он был разрушен - смыт речными половодьями во второй половине 16 века.
По второй версии, "в древние времена то была маленькая крепость, принадлежащая кумыкам", построенная "Ануширваном", а "впоследствии ее захватили прибывшие на кораблях московиты" - пишет османский путешественник, живший в 17 веке, Эвлия Челеби.
А по третьей, версии Терки, как Тюменский острог, был основан не на месте Тюменского города. а чуть выше - в устье реки Сунжа (На землях Тюменского ханства), потом несколько раз был заброшен (снесен, срыт, разрушен), перенесен на другое место и на 3-4 и 5 раз его возведения он уже находился не на, притоке Терека, Сунже, а на самом Тереке, в его дельте, на исчезнувшей ныне речке Тюменке. Думаю что третья версия, как раз и объясняет то, что город Терки на картах, "перемещается", оказывается, немного в разных местах.
Проблема не только с, точным, местом его (Терки) нахождения - проблема и с датировкой ...
Например!
Тверской купец Афанасий Никитин в своих "путевых записях" "Хожение за три моря", рассказывающих о его путешествии в Индию в 1468-1474 годах, пишет: "Зде же возвратимся на степьной [по степной] путь от Астрахани до Терка и Шаврани. От Астрахани от города ходят на руских бусах и на стругах болших морем подле Черни, толко далече. А ходу морем погодою двои сутки, а не будет ветров своих ино струги в тихое время переходят неделею. А на Терки город деревяннои, не велик, толко хорош. А стоит над рекою над Тюменкою на ниском месте. А храмы, и ряды, и дворы в городе; а за городом монастырь один, а против города за рекою слободы великие – Черкаская слобода, да Окоцкая, да новокрещеных черкас слобода. А через реку Тюменку мост деревянной на козлах высоко, под него проезд в лодках. А в Тюменку пала река Терек в болшую воду. А коли вода невелика и то место пересыхает. И того лета в Тюменки вода застаиваетца и бывает недобра. А болшой проход реки Терка вышла в Быструю реку, ниже Терка шестьдесят верст. А тот Терек река пала из гор и з гребенеи. А в гребенях живут казаки острошками. А туде промеж гор и гребеней черкас, пошли в Азову кабарды. А Быстрая река пала в море. А та река Быстрая пала из гор. А город Терек стоит от моря верст с пять, и тою Тюменкою выезд в море не одным устьем, а около все камыш.
А около города Терка [садов много и в садех] всяких овощов много. А против Терка остров [Чечень стоит в мори, ходу до него парусом полдни и тот остров] велик и рыбы много. И на том острове терские люди и тарковские [кумачаня и горские] черкасы ловят рыбу. И от Астрохани до Терка, и от Терка до Астрохани сухой путь есть же. Ходят степью в станицах, а от Терка до Быстрые реки день ходу на вьюках. А место итти тиновато, а через реку брод и перевоз стругами. А по обе стороны Быстрой реки летом лежат казаки по перевозам для немирных и крымских татар. А от Быстрой реки день ходу до реки Сунши, а через реку Суншу брод. От Сунши ходу день до Меншого Аксая, а Меншеи Аксаи речка невелика. И нужна тиновато через нее брод, а итъти степью да камышем. От Меншого Аксая до Болшого Аксая полдни ходу. А Большой Аксаи речка невелика, через нее брод. От Болшого Аксая до Койсы реки ходу день или полтора, а оттуду ход на телегах. А Койса река широка, идет из гор, и тут на усть реки перевоз в стругах и в поромах. А перевозят кумычаня или сами, хто едет, а струги и поромы стоят безпрестани."
Вот и получается что год основания самой крепости, явно не 1588, а много раньше!
Город и крепость упоминаются еще в нескольких произведениях с еще более ранней датировкой ...
так-же есть версия что он упоминается под другими названиями!
Например, в книге "Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г.", предполагается что он упомянут как город Оригенс, Оригис, Оригес.
Название города, приведенное Шильтбергером - Оригенс (в тексте Оригес), соответствует даргинскому Ориг-генс (ориг - числительное "шесть" - уригал, оригал и генс - термин родства ж(г)инс, "род" (дарг.). В итоге, можно получить следующий перевод: Оригенс - Оригал жинс (лит. дарг.) - Шесть родов.
Аналогично: ХIябши, ХIябшима - "три села", в Буйнакском и Акушинском районах соответственно; Урчамул - "девять" (сел), общество в Верхнем Кайтаге ...
Такое название, также, могло быть связано с планировкой крепости - "шестиугольная". Для сравнения греческий вариант: гексоген - "шестигранник". Это была одна из самых распространенных форм для укреплений. Например, крепость Грозная, построенная на Сунже в 19 веке была, как раз, шестиугольная.
Большинство историков отождествляют город Оригенс с Тюменью в дельте реки Терек (позже, город Терки).
Названия реки и города - Терек и Терки, имеют, скорее всего, даргинскую этимологию от слова "хIеркI" - "река". "Т" вместо гортанного "хI" в начале слова характерно для диалекта цудахарской группы даргинского языка (не считая иноязычного влияния). "... потекла из реки Терка к морю протока Вспольная Быстрая, а ниже Быстрой… потекла протокою река Тюменка,… а на устье Тюменки город Тюменский, а ниже Тюмени протока реки Терк, пала Терк от Тюмени в море 30 верст". Таким образом, видимо, изначальным названием реки в устьевой части было - Терк (ХIеркI), там где, как раз, находился город Оригенс ("шесть родов" или "шестигранник" (дарг.)). В том же ряду находится название, предположительно, южного рукава терской дельты у античных авторов, в частности, у Птолемея - Герр (Gerrus). В итоге, получаем набор названий, которые взаимно подтверждают друг-друга: Терк - ХIеркI - Герр.
Также, в источниках "История Монгалов", автор Джованни Дель Плано Карпини, говорится, что Оригес, еще, до вторжения монголов, был населен христианами (Аланами и Русами). При этом, под Аланами часто имелись в виду, также, и горцы-христиане Дагестана. Вероятно, до того как стать известным под именем Тюмень (Тюменский), этот город, также, некоторое время носил имя Санта-Мария, как обозначено на карте Меркатора и ряде других. (Однако! Не забывайте что Меркатор составлял карту "со слов" побывавших там!)
Дать городу такое имя могли кайтагцы-католики, часть которых могла спасаться в дельте Терека от войск Тамерлана и позже кызылбашей Шейха Хайдара. Попадать в дельту Терека удобнее и безопаснее всего кайтагцам было через море, вдоль берега, пользуясь кораблями единоверных генуэзцев. "... еще Матвей Поло (отец Марко Поло) видел на Каспии генуэзцев, которые строили на южном побережье моря галеры." *** Первоисточник. Спасаться же в горах, привычным образом, не было возможности, так как, их почти полностью контролировали мусульмане со столицей в Кази-Кумухе.
А вот Адам Олеариус лично был в тех краях и кроме представленной ниже карты ...
... Голштинский дипломат описал своё путешествие в книге "Путешествие секретаря Голштинского посольства Адама Олеария из Москвы в Персию и обратно".
В ней он упоминает о том что, он в составе посольства, в 1636 году приплыл на кораблях посольства в крепость Терки и оттуда отплыл в Персию. Так же он описывает выразительный эпизод, произошедший в русской крепости: находившийся на "пиру" Мурза отказался встать и выпить за здоровье Великого князя Московского. На вопрос терского служилого князя Мусала Черкасского:
"Разве не знает он, в чьей земле он теперь находится?"
Мурза дерзко отвечал, "что еще сомневается, находится ли он в земле Великого князя или в своей собственности. Ибо Терки и вся эта область недавно еще принадлежала татарам (кумыкам)" и прибавил от себя, что "хотя Мусал и ходит в красивых одеждах, все-таки он не что иное, как раб великого князя; он же в своих простых одеждах князь свободный, никому, кроме Бога, неподвластный".
----------------------------------------------
Ну вот! Конец первой части!
Подведем черту?
Пока что, у меня больше вопросов чем ответов!)))
Друзья! Ваши мнения очень важны для меня, пишите их в комментариях.
Когда же реально появилась Терки, в какое время и как называлась, когда и где располагалась, кому и когда принадлежала, где еще есть её упоминания и на каких картах она есть, когда точно она прекратила своё существование и в связи с какими событиями. ну и наконец куда же делась речка Тюменка?
----------------------------------------------
А я, с Вашей помощью, продолжу искать ответы на вопросы и опубликую вторую часть этой статьи-исследования!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
PS. Пока-что, самое позднее упоминание Терки я нашёл в Дневнике А.П. Ермолова (1818–1826).
1 декабря 1819 он пишет: "Терки. Выпал снег, необычайно глубокий. Каждый день артиллерия и обозы были откапываемы."