Найти тему
Fantasy box

"Анна Каренина" Тома Стоппарда

Есть ли у вас фильмы, которые подвигли прочитать книгу, что упоминается в нем или по которой было это кино снято?

С экранизациями всегда довольно сложно, если вы читали книгу то можно в результате разочароваться, ожидая чего-то более красивого и зрелищного чем прочитанное. Моя знакомая прочла первую книгу про Гарри Поттера и ждала когда выйдут все фильмы, а уже затем прочитать остальные уж очень разнились восприятия и не хотела портить впечатление, что если вдруг фильм будет хуже. Всё же воображение интереснее и красочнее. Конечно бывает, что книга оказывается скучнее фильма. Или равнозначными, как например "Бойцовский клуб", когда произведение и фильм скорее дополняют друг друга.

А есть произведения фабулу которых знаешь и видел такое количество экранизаций, что и читать не хочешь. Но вдруг появляется очередной фильм и, "а вот это интересно надо почитать". И ищешь книгу что бы найти новые зацепки к кино, к тому, что имел в виду режиссёр.

Роман Льва Толстого "Анна Каренина" я совершенно не собирался читать (можно сказать: "Ну как же так это должен прочесть любой культурный человек"). Получилось, что я посмотрел столько его экранизаций, что казалось зачем его ещё читать? Сюжет абсолютно ясен, и каждый может его пересказать. Благочинная дама и мать, встречает молодого офицера влюбляется и наперекор общественным устоям уходит из семьи и пытается жить в любви и пр. пр. пр. В результате бросается под поезд. Мелодрама, просто мелодрама.

Но вдруг выходит фильм 2012 года с Кирой Найтли в главной роли и сценарист которого именитый драматург Том Стоппард

Вся реклама картины в России строилась на том как замерзла английская съёмочная группа зимой в Кижах, о художественных достоинствах почти не говорили. Поэтому в кинотеатре реакция на фильм была довольно неоднозначной. Странные танцевальные па движений актёров, декорации и общий вид а-ля рус, что кто-то из зрителей на весь зал произнёс: "Только медведей на велосипедах не хватает". Естественно западные актёры не смогут сыграть русских такими какие мы есть, так же и наши актёры не смогут сыграть достоверно иностранцев. Именно поэтому режиссёр и сценарист создали своё видение России времен Льва Толстого, лубочно-театральное, как многие и представляют, но здесь эта искусственность ещё и гротесковая. Вся жизнь высшего света превращена в театр, представление, словно авторы напоминают зрителю цитату Шекспира: "Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры". Театр здесь показал со всех сторон, благочинные и красивые ложи зрительного зала, в которых всё до безобразия искусственно и фальшиво, и закулисье, где происходит реальная жизнь, разврат, интриги и многое-многое другое. Но есть и ещё один, совсем иной мир вне этого театра, где живёт Константин Лёвин, мир обычной жизни без фальши и показухи. Всякий раз когда он приезжает в этот балаган, понимаешь почему ему неуютно и всегда тянет обратно. Этот город погубил его брата Николая, который воспротивился этому миру и теперь прозябает где-то в подсобках этого театра, а в результате покидает его, что бы отправиться в "рай" к Константину. И благодаря этому персонажу по-иному открывается образ Анны Карениной. Он как пример того, что должно произойти если пойти наперекор этому фальшивому миру, обществу которое исправить нельзя. В результате персонаж Николая Лёвина получился возведённым до образа Христа (сцена омовения).

Весь это гротеск, и персонаж которого ни разу ни в одной другой экранизации не видел, подвигли меня на прочтение книги - и это гениальнейшее произведение. Вот только каждый режиссёр, что экранизировал роман брал его поверхность - отношения Анны, Вронского и Каренина, не углубляясь в дебри произведения, да и не возможно показать весь, почти автобиографичный мир Льва Толстого с его идеями и учениями. И где Константин Лёвин главный герой, на примере которого автор рассказывал свои идеи мироустройства.

Поэтому, несмотря на литературу в основе, фильм 2012 года это уже "Анна Каренина" - Тома Стоппарда, продуманная, с новым звучанием (я думаю, что драматург здесь играл большую роль чем режиссёр). Что и отличает хорошее кино от просто кино. Когда переосмысливаются персонажи, создается новый визуальный образ, появляется новая сверхзадача при нейтральности пересказа истории.

И всякий раз когда пересматриваешь подобные фильмы, находятся новые образы, подробности и идеи.