Найти тему
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Не ходите, девки, замуж!..

Вот что бы я делала, если бы родилась не на изломе СССР, в 85-м году безумного XX века, а в Российской Империи первой половины галантнейшего XVIII столетия?..

Родилась, росла, выросла. И не вышла бы #замуж?..

...Ну, мало ли почему! Из-за какого-то "изъяна", тому препятствующего: хромоты, например, косоглазия или пакостного характера. Или приданого нет. Или я хранила бы память о погибшем на войне возлюбленном. Не желала идти за старика... В конце концов, просто не хотела бы в замуж - в силу глубоких внутренних убеждений.

Знаете, как сложилась бы моя жизнь в любом из этих случаев двести пятьдесят лет назад?..

Вариантов, собственно, было всего два: либо идти в приживалки к родне, либо в монастырь. То есть, выбор, прямо скажем, не шибко соблазнительный. А в наших краях, на Дону, так и вообще... Потому что до середины галантнейшего XVIII столетия на Дону не было женских монастырей.

Арамис не одобрил бы, но он к тому времени уже умер и поэтому его никто не спрашивал.

— Воздух монастыря!.. Меня всегда сюда тянуло. — Тянуло, конечно... Монастырь-то женский!
— Воздух монастыря!.. Меня всегда сюда тянуло. — Тянуло, конечно... Монастырь-то женский!

И надо же, чтобы монастыри отсутствовали именно на Дону, где #женщины в большинстве своем обладали не только личной свободой, но и правами практически наравне с мужчинами. Имели собственность. Самостоятельно вели хозяйство. И вообще отличались (и отличаются) редкостной силой духа, независимостью суждений и остротой ума.

Сильные женщины обычно не испытывают радости при мысли о "карьере" приживалки в доме отца, брата или иного родственника. Таким женщинам необходимо дело, а еще лучше - служение... Но монастырей на Дону в те времена, напомню, не было. А женщины, которые не хотели ни замуж, ни в приживалки - были.

В общем, проблема. И, видимо, она была достаточно острой, раз нашелся человек, который озадачился эту проблему разрешить.

Его звали Василий Михайлов, и он был дьяконом Варваринской церкви в нашей Сиротинской станице что на Среднем Дону.

Как пришла ему в голову идея объединить девиц, которые не хотели или не могли выйти замуж, истории неведомо. Вероятно, свою роль сыграла #судьба дочери дьякона, Евдокии - она вроде бы сильно болела, но исцелилась молитвами, после чего решила остаться в девицах и посвятить свою жизнь общественно полезным делам.

Видимо, чтобы Евдокии было нескучно на этом тернистом пути, папа и организовал так называемое "девичье собрание", куда молодые казачки, по тем или иным причинам не связавшие себя узами брака, могли удалиться - дабы провести свою жизнь в посте, молитвах и трудах, направленных на всеобщее благо.

По сути, тот же монастырь, но без пострига и обетов.

Может, еще и поэтому популярность у него была просто бешеная - через пару лет после основания, в девичьем собрании было уже не десять, не двадцать, а пятьдесят насельниц.

Это много.

Не все даже очень крупные женские монастыри в те времена могли похвастать таким количеством обитательниц.

Смелый человек был Михайлов - пятьдесят молодых девок, оторванных от своих домов и семей, живущих вместе и при этом не связанных никакими официальными обязательствами. Железные...эээ... нервы были у дьякона Михайлова.

...Каким-то непостижимым образом он сумел насадить дисциплину и отладить каждодневную жизнь собрания, как швейцарские часы, которых никогда не видел. Девички (так их называли в Сиротинской) находились на полном самообеспечении, вкалывали как лошади работали, не покладая рук. Каждая была приставлена к полезному труду: работам по хозяйству, рукоделию, обучению в школе детей, лечебной помощи больным и увечным.

Михайлов наказал - трудиться.
Михайлов наказал - трудиться.

Что-то мне подсказывает, что железному человеку Михайлову было нелегко. И девичкам, я думаю, тоже. Но смотрите, какими словами описывал им дьякон преимущества жизни в собрании:

«Если, отложив малодушие, воспринятое вами житие проходить будете с ревностью… за самых свободных себя признавать станете, ибо вы ни от кого независимы, никому не подвластны, вас не отягощает и не изнуряет домовое правление, в огорченье не приводят малые дети, да и прочих житейских прискорбностей, от которых весь мир стонет, вы совсем остаетесь свободными; вы в мире, яко вне мира находитесь, вы, на земле живущие, небесным жителям подобны».

Это ли не #феминизм? Это ли не #чайлдфри?..

В 1785 году на Дону все-таки решили открыть первый женский монастырь. Для чего, кстати, закрыли мужской, но в данном случае это всего лишь забавная деталь.

Как вы думаете, кого выбрали устроителем новообразованной, а ныне древнейшей на Дону Спасо-Преображенской Усть-Медведицкой женской обители?.. Разумеется, Василия Михайлова, который на тот момент (а может и по сей день) был самым крупным на Дону специалистом в женском вопросе.

А первыми инокинями Усть-Медведицкого монастыря стали сорок девичек из Сиротинского собрания.

Монахини в Усть-Медведицком монастыре; наши дни.
Монахини в Усть-Медведицком монастыре; наши дни.

Но и в своем первоначальном виде, в Сиротинской станице, собрание продолжило существовать. Чтобы девички получили финансовую независимость, дьякон Михайлов перед смертью завещал им свой дом со всеми постройками и мельницу. Еще он составил для своих подопечных особые наставления из семнадцати пунктов – относиться друг к другу с любовью и почтением, не злословить, не кичиться своей собственностью, не пить вина... В общем, все то, что советуют добропорядочные отцы своим дочерям во все времена и эпохи. Только в отличие от большинства дочерей, девички, кажется, и впрямь следовали советам своего "родителя".

...Они долго хранили духовное завещание дьякона, письма к дочери Евдокии, другие документы, книги, иконы, а также серебряный напрестольный крест с мощами святой Варвары. Девички пережили все - революцию, гражданскую, потом Великую Отечественную войну. Еще живы те, кто помнит, как они ходили по здешним домам под Рождество – пели псалмы и духовные гимны. Их уважали, старались накормить, одарить. К ним ходили лечиться.

Потом девички исчезли.

И все, что осталось от Сиротинского собрания - это немного пыльных документов в архивах да старинная фотография с едва различимыми женскими фигурами на фоне церковного подворья.

На первом плане - Варваринская церковь Сиротинской станицы и ее "девички"; 1913 год.
На первом плане - Варваринская церковь Сиротинской станицы и ее "девички"; 1913 год.

И память, конечно. Пока еще живая.

...Что бы я делала, если бы родилась не на изломе СССР, в 85-м году безумного XX века, а в Российской Империи первой половины галантнейшего XVIII столетия?

Даже не знаю.

А вы?..

P.P.S. Кстати, сегодня Международный день сельских женщин. С чем всех нас и поздравляю - вне зависимости от места жительства и жизненных предпочтений. Будем здоровы!

Сельская женщина я.
Сельская женщина я.

_________________________________________

#женская психология #женское счастье #женские истории #истории из жизни #исторические факты