Раньше чтобы закупиться в каком-нибудь большом магазине продуктами длительного хранения и хозтоварами на месяц, надо было 3000–5000 рублей, а теперь 7000–10000 за тот же набор товаров.
Но подумалось мне про машины. Продукты, хозтовары ладно – цена производства увеличивается, налоги, платежи, сборы растут, бензин дорожает – оправдать их подорожание как-то можно.
Но что за чудесное омоложение у автомобилей?! Раньше машина старела, соответственно – дешевела. Сейчас же весь древний автохлам вырос в цене в разы.
Раньше простые люди с низкой зарплатой, уставшие от автовазов, могли позволить себе пригнать из Японии или Европы нормальный почти новый автомобиль и ездить, не загрязняя окружающую среду и не теряя запчасти и спецжидкости по дороге.
Но из-за ввода огромных пошлин на ввоз автомобилей из-за границы последние полтора десятка лет новые иномарки могут позволить себе только богатые граждане.
И что, автоваз стал лучше и надежнее? Утверждать обратное не буду – современные отечественные авто не эксплуатировала.
Может, автоваз представил нам широкий модельный ряд на любой кошелек и потребности? Изучала модели, цены и комплектации. Нет ничего похожего на то, что мне нужно, а за такую цену можно даже с огромной пошлиной пригнать в 10 раз более комфортный иностранный автомобиль.
Добило то, что в базовую комплектацию ряда моделей «Лады» НЕ входит подушка безопасности пассажира. Хочешь, чтоб твой пассажир имел несколько больше шансов на выживание, доплати.
На моем опыте покупки машин – с каждым годом я могу себе позволить только более древний автомобиль, но цена на него не ниже, а все выше и выше.
В 2008 году я выбирала автомобиль по принципу «чтобы очень дешево и не жалко». Тогда я купила 14-летний ВАЗ-2106. 20000 рублей. Это, конечно, другая ценовая категория, но тем не менее сейчас за «шестерку» такого же возраста хотят от 40 до 150 тысяч рублей в зависимости от состояния.
Позже выбирала: «чтобы бордовая, с левым рулем и недорого». Тогда я взяла 15-летнюю Хонду Аккорд европейской сборки. 125000 рублей. Сейчас Аккорды такого возраста стоят от 400 до 550 тысяч.
Дальше пошел принцип «вместительная, чтобы влазило много людей и полноприводная, но недорого». Приобрела 16-летнюю Хонду Одиссей. 245000 рублей. Сейчас – от 450 до 660 тысяч рублей.
При последней покупке руководствовалась принципом «только полноприводную Хонду Одиссей поновее предыдущей, не дороже 400 тысяч рублей». В итоге, купила в 2020 году 20-летнюю (!) Хонду Одиссей. 365000 рублей. Разброс цен – от 320 до 420 тысяч рублей на машины этого возраста.
Первые три машины были куплены без привлечения кредитных средств. Чтобы купить последнюю пришлось взять потребительский кредит.
Это что, машины молодеют, что ли, с каждым годом?! Не гниют, не ржавеют, ни разваливаются?! Это машины времени?!
Просто на фоне того, что купить нормальный автомобиль дешево не получится, а на новый – многим вообще работать полжизни, автовладельцы ставят цену на свой автохлам столько, сколько у кого хватит наглости. Никакого другого ценообразования здесь нет и не может быть.
Автоконцерны задают тон. Автовазы («Лады») стоят от 470 тысяч рублей, а за полмиллиона многие предпочтут старую иномарку вместо отечественного «новья». В 2003-м стоили от 130 тысяч.
В 2003 году я покупала в кредит ГАЗель за 293000 рублей. Сейчас такая же стоит примерно 1 млн 400 тысяч рублей. То есть за 17 лет она подорожала почти в пять раз.
Несмотря на то, что с 2007 года моя зарплата выросла в три раза, а по сравнению с 2003 годом – аж в 10 раз, моя покупательская способность с каждым годом только падает – я могу позволить себе все меньше и меньше и, в основном, в кредит.