- Такое название было дано этим шпионам потому, что в большинстве случаев, выполнение ими задания по дезинформированию противника было сопряжено с риском для жизни.
- Любопытный случай использования подобной тактики приводят в своих книгах А. М. Горбылёв и А. Е. Тарас. Только А. Е. Тарас, ошибочно называет эту тактику «Ямабико» («Горное эхо»).
- Категория шпионов — «шпионы жизни» (яп. «тэнсэй-но кан» или «сёкан»).
Четвёртая категория — шпионы смерти (ситё-но кан). Использованию шпионов смерти в «Бансэнсюкай» соответствует метод «хотаруби-но дзюцу» («способ светлячка»).
Историк-японовед А. М. Горбылёв, в своей статье «Невидимый на свету», об использовании этого метода пишет следующее:
«Средневековые японские шпионы сравнивали со светлячками, мечущимися в ночной тьме, тайных агентов с подложными компрометирующими документам — письмами, донесениями, распоряжениями. Эти агенты сновали между своими и чужими лагерями. Таким образом, «способ светлячка» — это техника использования для компрометации опасных лиц в стане врага фальшивых документов, изготовленных специалистами в области гисё гиин-но дзюцу — «техники подделки писем и печатей».
Такое название было дано этим шпионам потому, что в большинстве случаев, выполнение ими задания по дезинформированию противника было сопряжено с риском для жизни.
Ду Му писал:
«Я совершаю какое-нибудь обманное действие, сообщаю об этом своему шпиону в стане противника и делаю так, чтобы моё донесение попало к противнику, чтобы заставить противника поверить в истинность моих намерений». (Перевод Н. И. Конрада)
Шпион смерти, при этом, нередко оказывался казнённым противником, или подвергался пыткам.
Любопытный случай использования подобной тактики приводят в своих книгах А. М. Горбылёв и А. Е. Тарас. Только А. Е. Тарас, ошибочно называет эту тактику «Ямабико» («Горное эхо»).
В середине XVI в. даймё Мори Мотонари, вёл войну с княжеством Амако. Намереваясь расправится с крупными военачальниками Амако, чтобы обезглавить его армию, князь Мори пустил в ход такую уловку: он освободил из тюрьмы преступника, приговорённого к смерти и направил в княжество Амако, под видом паломника. На шею преступнику повесили амулет, внутри которого находилось «секретное послание», из которого следовало, что ряд военачальников князя Амако, вступили в тайный сговор с князем Мори. На границе княжеств несколько самураев Мори, изображая разбойников, напали на группу паломников и зарубили шпиона смерти. Стража с заставы Амако, бросилась защищать паломников, завязалась стычка, и под их натиском «разбойники» бежали. Труп погибшего «паломника» обыскали и нашли «секретное послание», спрятанное в амулете. Обо всём было доложено князю Амако, и тот, поверив фальшивке, казнил своих лучших полководцев. Через несколько дней князь Мори начал войну с князем Амако, и без труда разгромил его армию. А. Е. Тарас, утверждая, что здесь была разыграна стратагемная комбинация «Убить чужим ножом».
Глубинная суть происшедшего заключается не в том, что с помощью хитрости один феодал победил другого. Князь Амако, так уж вышло, хотел уничтожить клан ниндзя, чьи селения находились в горах на территории Амако. Более того, он даже попытался уничтожить одно такое селение. И хотя предупреждённые своими лазутчиками жители деревни заблаговременно скрылись, с жестоким даймё надо было кончать. В результате разыгранной комбинации враг навсегда вышел из игры, а князь Мори, и его потомки ещё долго выказывали расположение „своим“ ниндзя».
Схожая история произошла во время войны Сунской империи с тангутами в XI в. Для того, чтобы победить тангутское царство Сися, китайцы помиловали преступника и отправили к тангутам в качестве шпиона смерти. Никаких поручений ему не дали, а только заставили проглотить шарик из воска, и, обрив ему голову и переодев в монашеские одежды, отправили в царство Сися. На границе «монаха» задержали, и в ходе допроса он сознался, кто он, и почему идёт к тангутам, и рассказал про шарик, который его заставили проглотить. Ему дали слабительное и извлекли восковой шарик. В шарике оказалось «послание» сунского императора к якобы завербованным тангутским военачальникам. Недальновидный тангутский император немедленно казнил своих лучших полководцев, обезглавив собственную армию.
Категория шпионов — «шпионы жизни» (яп. «тэнсэй-но кан» или «сёкан»).
Шпионами жизни называли шпионов, которые проникали вглубь вражеского тыла и возвращались с донесениями. К этой категории шпионов предъявлялись самые высокие требования.
Комментатор Ду Му писал:
«В шпионы жизни надлежит выбирать людей, внутренне просвещённых и умных, но по внешности глупых; по наружности — низменных, сердцем же — отважных; надлежит выбирать людей, умеющих хорошо ходить, здоровых, выносливых, храбрых, сведущих в простых искусствах, умеющих переносить и голод, и холод, оскорбления и позор». (перевод Н. И. Конрада)
«От шпиона принимают доклад и дают ему поручение в своей спальне. Из уст выходит, и в ухо входит: всё делается тайно. Но первым делом нужно оценить характер шпиона, неоднократно испытывать его преданность и лишь после этого использовать его. Обликом непроницаем, чувства таит глубоко, неприступен как гора и река — никто, кроме мудрейшего из людей, не проникает в сердце этого человека. Среди шпионов есть такие, которые думают только о том, чтобы разбогатеть, не собирают достоверных сведений о противнике и любят говорить попусту. В таких случаях нужно уметь постигать утончённый и сокровенный смысл событий. Тогда можно понять, насколько правдиво сообщение шпиона». (перевод В. Малявина)
Ду Ю, придавал большое значение интеллектуальным качествам «шпионов жизни»:
«Выбирают таких, кто обладают мудростью, талантами, умом и способностями, кто в состоянии сам проникнуть в самое важное и существенное у противника, кто может понять его поведение, уразуметь, к чему ведут его поступки и расчёты, уяснить себе его сильные стороны и, вернувшись донести об этом мне» (перевод Н. И. Конрада)
С этими комментариями, согласуются и советы по выбору людей для службы синоби, находящиеся в «Гумпо дзиёсю».
«Когда вы выбираете кого-либо, чтобы послать в качестве синоби, вам необходимо испытывать каждого с тщанием. Во-первых, выбирайте людей разумных, во-вторых, [выбирайте] тех, кто имеет хорошую память, и, в-третьих, [умеющих] говорить красноречиво. Люди, не имеющие этих врожденных качеств, не смогут стать хорошими синоби. Однако те, кто ставят себе подобную цель и [неустанно] тренируются в этом искусстве, смогут стать хорошими синоби. Они будут понимать поставленные перед ними задачи, даже если они не так хороши в другом отношении. Поэтому, как говорят знающие толк [в этом деле], лучше и наиболее правильней использовать [обученных] людей из Ига и Кога».
Как видно, будущие исполнители тайной миссии проходили строгий отбор, причём главное внимание уделялось их природным качествам: интеллекту, смекалке, наблюдательности и хорошей памяти, а также коммуникабельности. Способность втереться в доверие к противнику, благодаря подвешенному языку и умению «пускать пыль в глаза», умение разговорить собеседника, и незаметно для него подвести разговор к нужной теме, чтобы узнать необходимую информацию; аналитические способности, благодаря которым на основе сопоставления скупых фактов, можно составить целостную картину ситуации во вражеском тылу, ценилось выше, чем умение владеть мечом или приёмами рукопашного боя.
«Название этой техники ведёт происхождение от легенды о Кацурао-отоко, который живёт на луне. В обычное время, вам необходимо заранее найти такого человека, который мог бы стать предателем и завлечь противника в вашу ловушку. [Посылая его на миссию синоби], вам надо внедрить его во вражеский замок, лагерь или к вассалам противника, где он будет находиться в точности как дух из легенды о Кацура-отоко, пребывающий на луне».
В функции кацура-отоко входил поиск людей в окружении вражеского князя склонных к предательству и установление с ними контактов, с целью дальнейшей вербовки. Кацура-отоко должен был обладать отменным знанием человеческой психологии и аналитическими способностями. Кроме того, важнейшим качеством кацура-отоко была его абсолютная верность, которая, впрочем, подкреплялась взятием его родственников в качестве заложников.
«Выбирая кого заслать к врагу как синоби, вам не следует поручать это дело человеку, которого вы не знаете хорошо в обычной жизни или кто не очень умён и не заслуживает доверия. Когда выбираете кого-либо из вашей семьи или близких родственников, используйте того кто имеет мудрость, честность и мужество. Более того, возьмите заложников от него и заключите с ним письменный договор, связав его, таким образом, клятвой верности, перед тем как вы пошлёте его [к противнику].
Помните: Чжан И из Цинь успешно внедрился в Вэй, и прослужив в Вэй, около года в качестве министра, привёл Вэй к гибели».
В агентурную сеть, созданную кацурао, входило два вида агентов «тицумиси» («скрытый червь») и «анауси» («бык, пролезший через отверстие»). Тицумиси — это тайный агент, внедрённый к противнику на малое время, для проведения разовой акции, а анауси — это те, кто внедрён к противнику заранее, за несколько месяцев или даже лет, до проводимой акции. Обосновавшись на вражеской территории, он завоёвывал доверие местных жителей, и поэтому не вызывал никаких подозрений.
«…вы можете использовать как анауси человека, который живёт в городе или в частном доме не далеко от вражеского замка, и всегда старается быть в близких отношениях с вассалами противника. Когда ваша армия подойдёт и станет атаковать эту провинцию, он должен выказать желание служить противнику, и что эта служба для него является большой удачей, так как в такое [трудное] время он пребывает в нужде или сказать ещё чего-либо в этом роде. Они будут рады слышать это, но они не будут себе представлять, и даже не будут догадываться, что он в действительности очень опасен».
Но одного лишь внедрения анауси и тицумиси на территорию вражеского княжества, было ещё недостаточно для успеха в тайной миссии. Необходимо было заранее позаботиться о способах доставки разведывательной информации через вражеские ряды: использовать агентов-посредников между кацурао и военачальником, обговорить условные сигналы, тайные коды для письменных сообщений и т. п. Для передачи сообщений от кацура-отоко использовались агенты — «соданнин» («собеседники»). Их должно быть несколько, они должны были постоянно находиться в контакте с внедрёнными агентами и своевременно доставлять информацию.
«После внедрения таких тайных агентов во вражескую среду, им будет трудно послать сигнал или сообщение вашему князю без связного. Следовательно, нужен кто-то, кто, переодевшись купцом или монахом, останется во вражеском замке. Тайному агенту нужно обсудить с новым связным все необходимые вещи, или связной может получить информацию от ребёнка, который был внедрён к противнику. Также нужен другой человек, который бы работал посланником между связным и князем, кто бы приходил и уходил, сообщая о положении дел».
Таково применение в ниндзюцу основных принципов Сунь-цзы. Как видно, «гокан» это основа всей тайной работы. Остальные из десяти методов «то-ири» являются производными от «гокан», различными вариантами использования этих принципов.