Не так давно, в статье о сувенирной продукции в интерьере советских квартир упоминалось, что различные декоративные светильники следует рассматривать в отдельной публикации - уж очень много их было, красивых, оригинальных, с интересным дизайном или особенностями функционирования.
Так, например, до сих пор не утратили своей актуальности так называемые лавы лампы (в современных магазинах их называют "лавовые светильники"). Но по факту эти конструкции светильниками не являлись, т.к. освещения давали немного, да и даже на упаковочной коробке и в инструкции назывались "декоративными сувенирами".
Правда, эту оригинальную лаву-лампу можно было использовать в качестве ночника - от него все равно никто не требовал яркости, но уж очень... приземленным было такое предназначение :) Нет, эстетика и созерцание - вот главные задачи, которые успешно решали все эти "Радуги", "Космосы" и безымянные подделки под заводскую продукцию.
Наверное, одним из приятных воспоминаний детства, которые до сих пор можно вытащить из копилки памяти, у многих будет вот это ощущение предвкушения: включаешь лампу, гасишь свет, укладываешься в кровать и ждешь, когда в разогретой жидкости начнут плавать восковые фигуры причудливой формы.
Тут надо оговориться: лавы-лампы, как это часто бывало с различными советскими вещами, были аналогом одной случайно открытой заграничной разработки, на которую предприимчивые американцы купили патент и освоили массовый выпуск подобных декоративных светильников.
В Америке и Европе они появились в 60-е годы и пользовались огромнейшим спросом, поэтому неудивительно, что в ближайшее десятилетие светильники появились и в СССР. Вопрос законности копирования этой идеи так и остается открытым, да и вряд ли когда-нибудь на него будет получен ответ. Но в отличие от заграничной продукции, отечественные светильники выпускались двух видов: с блестками и с воском/парафином внутри колбы.
Зрелищность, граничащую с легким гипнотическим или же медитативным эффектом обеспечивали и кружение блестящих частиц, и движение разогретого воска. Но все же лампы с восковыми фигурами пользовались несколько большей популярностью и, пожалуй, выглядели все же чуть более эффектно. Было что-то завораживающее в этих причудливых восковых шариках, которые двигались навстречу друг другу, сливались в разные фигуры, а при выключении лампы и охлаждении жидкости - застывали, напоминая сталактиты и сталагмиты.
Кстати говоря, некоторые советские научно-популярные журналы технической направленности периодически печатали инструкции, рассказывающие, как сделать такую лампу своими руками. Но, как правило, в качестве "наполнителя" рекомендовались все же блестки, нарезанные из фольги, а не воск, а в качестве колбы - обычная водочная или винная бутылка.
Собственно, конструкция даже заводских декоративных ламп была довольна проста: самые первые советские светильники, появившиеся еще в 70-е, представляли собой стеклянную колбу на небольшой подставке, а сверху прикрытая небольшой крышечкой. В более позднее время дизайн слегка изменился, и появилась эта узнаваемая узкая вытянутая колба на треноге, имеющая в своих очертаниях нечто футуристическое или космическое.
Кстати говоря, у многих эти лавовые сувениры вызывали именно космические ассоциации - было что-то "инопланетное" и чужеземное в непредсказуемом движении восковых фигур. Видимо, именно по этой причине дизайн лампы ближе к 90-м еще раз поменялся: теперь колба приобрела слегка изогнутую форму, а стекло иногда делали не прозрачным, а окрашенным в различные оттенки.
Сейчас такие светильники выпускаются в огромном количестве, имеют самое разное дизайнерское оформление, но даже при таком ассортименте именно советские лавовые светильники все еще пользуются спросом - многим до сих пор очень хочется воплотить в жизнь мечты своего детства...
*************************************************
"Выжигалки" и творческий досуг советских детей