В СССР в пионерлагерях с детьми работали пионерские вожатые. У них, как у педагогов-воспитателей, была определённая зарплата. Но в советское время ещё больше было вожатых, не получавших за работу с детьми ни копейки. Кто же они были?
Как известно, уже через год после создания #в Советском Союзе пионерской организации (в 1922 году), в стране появились #октябрята – будущие пионеры, #ученики младших классов
Пионер - всем октябрятам пример!
Школьники старших классов брали над октябрятами шефство – становились у них вожатыми.
Обычно вожатые направлялись во вновь набранный #класс своей первой учительницы, и начинали помогать ей адаптировать первоклашек к школьным правилам и школьному обучению.
♥Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Подумайте только: пятиклассники, сами ещё «полтора метра с кепкой», начинали выполнять ответственную работу - становились "правой рукой" #учителя и старшими товарищами для малышни.
Как это важно было и для учителя, и для вожатых, и для их подшефных! Сегодня #в школах этого так не хватает!
Необходимость заботы о подопечных приводила к ускоренному взрослению школьников, ставших вожатыми, и исцеляла их от инфантилизма на «раз-два»!
А малыши получали очень ценную возможность получения жизненного опыта не только от взрослых, но и от старших детей. Кстати, не от шпаны «из подворотни», а от лучших ребят – в вожатые отбирали всё-таки лучших учеников.
Даже получить опыт детских игр сегодняшним детям не от кого! Об этом читайте в моей статье:
Дворовые игры детей бывшего СССР, без которых воспитание современных детей стало неполноценным
Моя #первая учительница и первые вожатые
Я вспоминаю свою первую учительницу – Клавдию Степановну, и её выпускников, ставших в пятом классе нашими вожатыми.
Клавдия Степановна всегда делала упор на математику – любила этот предмет, и наши вожатые были такими же))).
Несмотря на то, что они всегда проводили какие-то интересные конкурсы для нас – добрая половина этих «развлечений» была #с математическим уклоном . ))) И постоянно они гоняли нас в устном счёте))). Мне это даже иногда надоедало.)))
Самой активной вожатой была у нас Ольга Бут – такая серьёзная пятиклассница, девочка-активистка.
Честно скажу, когда вспоминаю её сейчас, мне она кажется ужасно взрослой, лет 18-ти (шучу).)))
Вот что значит – относительность детского восприятия! )))
Чем занимались вожатые с подопечными детьми?
Вожатые ходили к нам по 3-4 человека (во главе с Ольгой Бут))). Помимо конкурсов, викторин, они проводили классные часы, готовили с нами праздники, разучивали слова к спектаклям, к песням, играли в разнообразные игры, читали книжки, мастерили поделки своими руками, ходили с нами в кино, помогали готовить уроки.
Именно вожатые принимали нас потом в пионеры – в третьем классе.
Какие разные бывают вожатые!
Сделаю ещё одно важное замечание: вожатые бывают разные!
Что же тут нового? Все люди разные.
Вожатый - помощник учителя.
Мои вожатые в начальной школе были больше помощниками учительнице: они с нами занимались, как учителя, помогали делать уроки. В отношениях с детьми делали упор на обучение. Они вызывали уважение как отличные заместители учителя.
«Ольга Бут пришла!» - и мы скорее бежали в класс, зная, что нас ждёт что-то новое и интересное.
Вожатый - товарищ детей
Но была у меня вожатая и другого плана: не помощница учительницы, а настоящий #друг детей
Вожатую звали Галя (фамилию не помню), и она была у нас в 5-6 классе.
Про неё, и таких, как она, написаны слова песни:
«Наша вожатая всюду с нами рядом.
Мы неразлучные, мы одна семья.
Наша вожатая – лучший друг отряда!
А ребята для вожатой – лучшие друзья!...»
Галя сама была чуть старше нас, года на два, но к нам в класс она приходила чуть ли не ежедневно. Она после школы не домой шла, а к нам – подшефным пионерам.)))
Любила Галя просто поговорить с нами на отвлеченные темы. Мы окружали её со всех сторон, и задушевная беседа возникала вроде бы из ничего.
В остальном, занималась она с нами всем тем же, что положено вожатым, что я перечислила выше, правда, чаще прочего мы играли в то время в КВН.
Был у меня и конфликт с Галей, связанный с игрой в КВН. Он запомнился на всю жизнь. Галя тогда даже очень сильно плакала, а класс объявил мне бойкот.
Тогда я поняла и запомнила ещё один урок жизни: «Не нужна такая правда, от которой люди плачут».
Сегодня можно сказать, что у Гали определённо были #педагогические способности . Не знаю, реализовала ли она их?
Таких людей можно без экзаменов в педвузы принимать.)))
♥Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Для объективности нужно сказать, что в моей школе работали наравне с учителями сразу две (!) старших пионервожатых. Так что управление пионерской работой у нас было всегда на высоте. Я помню их имена: Марина Михайловна и Валентина Дмитриевна.
Но, всё же, сердцу детей всегда были ближе вожатые-старшие товарищи, интересы и мысли которых нам были намного понятнее и роднее.
А помните ли вы своих школьных вожатых? Были ли они в вашей школе?
Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.
Всем мира и добра!