«…Пользование шпионами бывает пяти видов: бывают шпионы местные, бывают шпионы внутренние, бывают шпионы обратные, бывают шпионы смерти, бывают шпионы жизни. Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной. Они — сокровище для государя». (Пер. Н. И. Конрада)
«Местный шпион» (яп. инко-но кан) у Сунь-Цзы, это сатобито (селянин) у Фудзибаяси Ясутакэ.
В ранней редакции «Сунь-Цзы », обнаруженной археологами в позднеханьском захоронении в 1972 г., вместо названия «местный шпион» использовалось название «шпион по обстоятельствам» (инь цзянь). Что более доходчиво отражает, основной штрих - местные шпионы не являлись профессионалами. Их вербовали из местных жителей на территории противника. Местные жители не привлекают к себе столько внимания, как люди пришлые. Сатобито должны быть из числа людей недовольных вражеским даймё, например крестьяне, обедневшие из-за непомерных налогов, или люди подвергнутые наказанию или родственники таких людей. Фудзибаяси Ясутакэ так пишет о вербовке «местных шпионов»:
«Находятся эти местные люди во вражеской провинции [во вражеском замке]. Когда вы намерены проникнуть во вражеский замок, вы должны перед наступлением союзных войск, идти во вражескую провинцию и найти кого-нибудь, кто был бы без работы и был бы честолюбив, имел амбиции и желание славы и роскоши. Или кого-нибудь, кто недоволен своим князем — вашим врагом, или имеет зависть к его военачальнику или ещё что-либо в том же роде, но скрывает свою обиду до времени. Или же найти кого-нибудь на территории [противника], кто имеет члена своей семьи среди ваших собственных союзников. Воспользовавшись подходящим случаем, вы должны сблизиться с таким человеком, используя соответствующие меры, и вы должны пригласить его служить для вашей стороны. Иногда, вам придётся дать ему взятку, подкупив его золотом и драгоценной парчой, и пообещать ему, что в случае успеха, он будет щедро вознаграждён большой суммой денег. Подкрепите свои гарантии красной княжеской печатью. На этом основании вы должны взять от него заложников и заключить с ним письменный договор. Затем, поместите его во вражеский замок, должным образом обсудив план. Вражеский князь не будет подозревать его, так как он из его собственных владений, таким образом, для него будет легко проникнуть в его собственный дом».
Сведения, которые от них можно получить, были первичными сведениями о состоянии дел во вражеском стане, а также информация о местности, о тайных горных или лесных тропах, о переправах через реки или болота и т. п. Часто из числа сатобито создавалась агентурная сеть. Сатобито давал письменную клятву верности и, как видно из текста, нередко его родственники брались в качестве заложников, что гораздо больше обеспечивало верность агента, чем письменные заверения. К сатобито приставляли куратора (дзюся), который контролировал и направлял его действия, подсказывал, что и как надо делать или говорить, при необходимости обеспечивал его безопасность. Но он мог и ликвидировать его, если тот оказывался близко к провалу.
«Если сатобито недостаточно хорошо понимает ваш план или он неопытен, вы должны под видом его слуги войти вместе с ним во вражеский замок [как часть его свиты]».
Кроме обычных крестьян, недовольных вражеским князем, в качестве сатобито можно было использовать мятежников и заговорщиков, или просто разбойников, привлекая их на свою сторону. В отличие от простых крестьян, мятежники и разбойники, обладали навыком военной подготовки и имели опыт боевых столкновений с правительственными войсками. Из них можно было создавать диверсионные отряды, действующие в тылу у противника.
«Внутренний шпион» (найрё-но кан) в классификации Сунь-цзы, это «миномуси» (внутренний червь) у Фудзибаяси Ясутакэ. Этот вид шпионов так называется потому, что он имеет сходство с поселившемуся внутри дерева червём. Также как червь разрушает дерево изнутри, также и миномуси разрушает изнутри лагерь противника. Миномуси — это человек, вхожий в окружение вражеского князя, часто знающий его лично. В «Нинпидэн» рекомендуются люди, которых желательно вербовать в качестве «внутреннего червя»:
- Администратор провинции (бугёнин);
- Наме
«Пять категорий шпионов» (ГоКан) Часть 1
стник управляющего (дайкан); - Городские магистраты (мати бугё);
- Инспектора (мэцукэ) и надзиратели (ёкомэ);
- Командиры отрядов (кумигасира);
- Военные советники (гунгё),
- а также лекари, учёные монахи, и проч. кто имеет непосредственные контакты с князем.
Правила вербовки миномуси, те же, что и правила вербовки сатобито — и в том и в другом случаях необходимо выискивать недовольных. Комментатор «Сунь-цзы бин фа» Ду Му писал:
«Среди чиновников противника есть люди умные, но потерявшие должность; есть люди провинившиеся в чём-то и подвергшиеся за это наказаниям; есть любимцы, жадные до богатства; есть люди поставленные на низшие должности; есть люди не выполнившие возложенных на них поручений; есть люди, стремящиеся приобрести более широкое поле для своих способностей пользуясь несчастием других; есть люди склонные к хитрости и обману, двоедушные. С такими людьми надлежит тайно вступить в шпионские сношения, щедро одарить их, привязать их к себе и через них узнавать о положении в их стране, разведывать о планах против себя, а также заставлять их сеять рознь, между их государем и его вассалами». (Перевод Н. И. Конрада)
Японский комментатор Сунь-цзы, неоконфуцианский философ Огю Сорай, писал также:
«Когда местные жители не получают от противника чинов и жалования, чувство долга у них очень слабое. Если обласкать их своими милостями, они, привлечённые этими милостями, расскажут о слабых и сильных местах противника. Низменных из них можно прельстить деньгами и драгоценностями; другим можно внушить, что они и есть те самые правители, которые в случае, если они будут у власти, будут полезны для народа; третьих можно заставить говорить, припугнув их своей силой. Это значит пользоваться жадностью и отсутствием чувства долга… Среди местных жителей могут найтись и благородные, которые потерпели неудачи и скрываются. Такие люди стремятся проявить свои таланты, получать чины и жалования, у таких людей можно пользоваться их честолюбием». (Перевод Н. И. Конрада)
Из этих комментариев видно, что основные принципы работы с «местными» и «внутренними» шпионами, в целом совпадают.
«Внутренний шпион» мог не только передать ценную информацию, но и посеять смуту среди врагов. В «Бансэнсюкай» говорится:
«Ниндзюцу также включает в себя методы разделения (хэдатэру-но дзюцу). С помощью ложного обвинения у противника нарушаются отношения сюзерена и вассалов, также разрушается союз противника с правителями соседних провинций, чтобы он не получил [от них] военной поддержки и был введён в замешательство. Либо с помощью способа „стравливания“ (симукэру-дзюцу), вражеский военачальник и его подчинённые, настраиваются друг против друга, так чтобы они взаимно друг другу вредили… И в Китае и в Японии издревле имелось множество примеров, [когда] победы достигали, создавая смуту в рядах противника».
В VI в. корейское царство Силла захватило Имна — японскую колонию на корейском полуострове. Император Кэйтай решил вернуть утраченные земли, и в 527 г., собрав 60-ти тысячное войско, отрядил в Корею военачальника Апуми-но Кэна-но Оми. Чтобы не допустить этого похода, Силла провело удачно спланированную спецоперацию с использованием «внутреннего червя». Войска Ямато должны были переправится на Кюсю, и уже оттуда отправится в Корею. Поэтому силланскими послами был подкуплен губернатор провинции Цукуси на о. Кюсю Иваи (др. яп. Ипави), который поднял свои войска и преградил дорогу войскам Ямато. В «Нихон сёки» об этом написано следующее:
«В это время Тукуси-но Куни-но Миятуко Ипави составил тайный заговор, и поход пришлось отложить на несколько лет. Опасаясь, что это будет осуществить нелегко [Кэна-но Оми] постоянно выжидал благоприятного времени. Зная о том, что Силла тайно посылала Ипави дары для подкупа его, чтобы он задержал войско Кэна-но Оми. Поэтому Ипави занял две провинции Пии и Тоё, и не исполнял своего долга. За пределами же страны, он перерезал морские пути и направлял неверной дорогой суда с ежегодной данью из Когурё, Пэкче и Силла и Имна, а внутри страны он перекрыл дорогу для войск Кэна-но Оми, направлявшихся в Имна».
Губернаторы на о. Кюсю, в то время были настроены крайне оппозиционно по отношению к правительству Ямато. Иваи, владел большей часть острова и стремился к альянсу с Силла, надеясь с его помощью обрести независимость. Кроме того, Иваи испытывал личную неприязнь к Апуми-но Кэна-но Оми.
«…Во весь голос он сквернословил так: «Ты, ставший послом, был когда-то моим другом. Мы были плечо к плечу, локоть к локтю и ели из одной посуды. И вот, ты стал послом. И отчего мне, теперь простираться перед тобою ниц?»
Зимой, в 528 г., Кэйтай послал против Иваи Мононобэ-но Арикави-но Омурадзи во главе многочисленного войска, который разбил мятежника. По версии «Нихон сёки», Иваи погиб в битве. Летопись «Цукуси куни-фудоки», сообщает, что ему удалось бежать. Данный эпизод показывает, насколько хорошо была налажена служба шпионажа в Силла. Силланским правителям было хорошо известно и реальное положение дел, внутри государства Ямато, и маршрут отправления японских войск, и имя полководца. Было прекрасно сыграно и на сепаратистских настроениях губернатора Иваи, и на его зависти к Апуми-но Кэна-но Оми. Видимо, здесь была применена комбинация стратагем «Убить чужим ножом» и «С другого берега наблюдать за пожаром». В результате японцы, вместо того чтобы отправиться воевать с Силла, начали воевать друг с другом, и план вторжения в Корею фактически оказался сорван.
«Обратный шпион» (яп. ханкан).
«Обратный» шпион — это перевербованный шпион противника. Методы использования таких шпионов в «Бансэнсюкай» называются «тэнда-но дзюцу» («плевок в небо»). Имеется в виду, что как плевок в небо всегда возвращается обратно, так и вражеский шпион, посланный противником, оборачивается против него самого.
«Когда у меня появляется шпион противника и следит за мной, я должен заранее знать об этом, при этом можно привлечь его щедрым подкупом и заставить его выполнять мои собственные поручения; можно притвориться ничего не знающим, дать ему ложные сведения и отпустить его. В таком случае шпион противника будет, наоборот, сам выполнять мои поручения». (Перевод Н. И. Конрада)
Рекомендовалось для лица, заподозренного в шпионаже организовать «утечку» малозначительной информации через случайного «болтуна» или случайно «утерянный» документ, представив эту информацию как стратегически важную, и понаблюдать за его действиями. В случае, если выявить вражеского шпиона не удалось, ему самому поставляли дезинформацию подобным способом.
Сунь-цзы придавал большое значение использованию «обратного» шпиона:
«Через него ты будешь знать всё. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать всё. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать всё. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям» (перевод Н. И. Конрада)
Через обратного шпиона узнают о делах во вражеском княжестве, общую информацию необходимую для внедрения шпионов жизни. А также о том, кто из окружения вражеского князя сребролюбив, у кого из чиновников противника какие имеются недостатки, чтобы пользуясь этим приобрести внутреннего шпиона. Через обратного шпиона узнают о способностях вражеских военачальников, чтобы определить, какую из стратагем можно использовать, для обмана противника.
Огю Сорай писал:
«Гораздо лучше обращать на свою пользу шпионов, являющихся от противника, чем посылать своих шпионов к противнику. Людей с большим умом мало, а ординарных много. Поэтому наш шпион, попадая к противнику, может прельститься золотом и драгоценностями, красивыми женщинами; его волю можно сломить наказанием; страсти и боязнь смерти свойственны всем людям. Поэтому и часто случается, что такой шпион раскрывает истину и только приносит вред своим. Даже твёрдый и стойкий человек и тот, если у него не хватает ума, подвергаясь изо дня в день всевозможным допытываниям противника, в конце концов, проговаривается. Поэтому Сунь-цзы и ставит обратных шпионов на первое место».
Академик Н. И. Конрад, комментируя свой перевод Сунь-цзы, приводил в качестве примера удачного использования обратного шпиона, эпизод из китайской истории, произошедший в XI в. Во время противостояния Сунской империи и киданей, последними был задержан сунский шпион Цинь Гуй. Он был подкуплен щедрыми дарами, и согласился работать на киданей. Для видимости, ему был устроен побег. Китайцы поверили, что ему удалось бежать. Он предоставил «ценную» информацию о состоянии дел в киданьском царстве, и продвинулся по службе. Будучи человеком неординарным и талантливым, он вскоре добился поста канцлера, и вскоре управление Сунской империей оказалось в руках киданьского шпиона. Цинь Гуй остановил приготовление к войне, устранил всех способных чиновников, и признал за киданями все захваченные ими северные территории. В результате Китай разделился на два царства — Северное и Южное.