Найти в Дзене
Дестрой

Заброшенная подземная торпедная ремонтная база 29-й дивизии атомных подводных лодок "Ракушка"

Заброшенная в 1994 г. подземная торпедная ремонтная база 29-й дивизии атомных подводных лодок при базе Тихоокеанского флота "Ракушка", располагавшаяся в горных выработках в Ольгинском районе Приморского края и строившаяся в два этапа с 1940-х по 1960-е гг.

-2

Посёлок Ракушка был основан ещё в 1936 г. и для формирующейся Владимиро-Ольгинской военно-морской базы "Ракушка" в скалах на побережье залива Владимира начали возводить подземные сооружения для хранения и обслуживания минно-торпедного боезапаса.

Одним из таких объектов стала торпедная ремонтная база, построенная в 1940-х гг. в бухте Северная в северной части залива Владимира, позже превратившаяся в мощный подземный комплекс.

Спустя около двадцати лет в конце 1960-х гг. началась модернизация и перестройка старой ТРБ под новые задачи и подготовка инфраструктуры базы к приёму новых подводных лодок.

В 1970-х гг. с Камчатки была переведена в Приморье 29-я дивизия подводных лодок, вошедшая в состав 4-й флотилии, базировавшейся на базе ТОФ "Павловское", а 8 атомных подводных лодок проекта 675 29-й дивизии, вооружённых крылатыми ракетами и торпедами, разместились в "Ракушке".

Для хранения и обслуживания новых вооружений на базе существующих старых объектов на побережье базы ТОФ, модернизированных под новые реалии, были оборудованы ракетная техническая база, минно-торпедная база и ремонтно-техническая база для обслуживания специальных (ядерных) боевых частей. Старая ТРБ соответственно также была полностью перестроена и расширена, превратившись в мощный подземный комплекс с защитой от ядерного удара.

Но в 1994 г. дивизия была расформирована, вооружения из подземных сооружений были вывезены, а на смену военным пришли полчища мародёров, падких до всего металлического, которые за несколько лет распилили объект.

Ну а мы покажем что осталось от этого скального комплекса на сегодняшний день.

-3

Мы заходим через центральный портал. Раньше перед ним располагалась перегрузочная площадка с кран-балкой, где перегружали изделия с узкоколейных тележек на машины.

-4

От портала в недра скалы уходит длинная подходная потерна, плавно изгибающаяся вправо.

-5

Когда-то по станам потерны проходили высоковольтные кабеля.

-6

А в полу были уложены рельсы узкоколейки.

-7

Потерна приводит к предтамбуру, где лежит распиленная на две части защитная дверь весом более трёх тонн, которую установили в 1960-х гг. при модернизации объекта. Слева виден проём ещё одного входа, ведущий к силовому блоку и также прорубленный позже постройки основного сооружения.

-8

За защитной дверью находится зал разворотного круга.

-9

С противоположной стороны в зал выходит ещё одна подходная потерна от правого входа, а слева находится вход в сам блок.

-10

В центре находился разворотный круг, на котором разворачивали изделия.

-11

Прежде чем мы пройдём в блок перестроенной ТРБ, давайте пройдёмся по второй также изгибающейся подходной потерне. Во время модернизации из неё убрали рельсы и приспособили под вентиляционный канал с дренажной системой.

-12
-13

Эта потерна оканчивается забутовкой на бывшем портале, за которой находился гравийный фильтр.

-14

Так она выглядит изнутри.

-15

А со стороны поверхности к бывшему порталу пристроено небольшое арочное сооружение в обваловке, в котором находился вентиляционный циклон воздухозабора.

-16

Так этот портал выглядит теперь.

-17

Но вернёмся в разворотный зал.

-18

На входе в блок в 1960-х гг. была установлена ещё одна защитная дверь. К слову рельсы перед ней были съёмными, для обеспечения плотного закрытия двери.

-19

Следом в тамбуре стояла герметическая дверь полегче, но от неё ничего не осталось.

-20

Сразу за тамбуром входа в блок, слева примыкает потерна, ведущая в блок дизель-генераторной и защищённой трансформаторной.

-21

Здесь же находился подъём на верхний этаж блока.

-22

Когда-то основной двухэтажный зал торпедной ремонтной базы, позже перестроенный под новые задачи. Раньше здесь располагались ремонтные мастерские, а позже уже сложно сказать что было, т.к. мародёры повыдирали металлические балки перекрытий и стены обрушились. Узкоколейка проходила сбоку зала.

-23
-24

Пройдём дальше вдоль узкоколейки.

-25

Слева располагался вход в большое помещение, где вероятно размещалась климатическая установка.

-26
-27
-28

Следом находился зал с кран-балкой. Вероятно после модернизации здесь хранились боевые части.

-29

Далее шло ещё одно помещение, где сохранились лишь фундаменты от оборудования.

-30

В конце блока находился вход в длинную изгибающуюся потерну, ведущую в другой блок.

-31

Пройдём по ней.

-32

Потерна выводит в другой большой блок, проходящий параллельно блоку бывших мастерских.

-33

Здесь хранились торпеды.

-34

Часть стеллажей на 16 торпед были отделены перегородкой от основного зала.

-35

Следом шёл зал со стеллажами ещё на 112 торпед.

-36

По центру над узкоколейкой по всей длине хранилища проходил монорельс с талью.

-37

В конце хранилища находился перегрузочный зал с дополнительной кран-балкой. Справа виден проём в небольшую тупиковую комнату, а слева напротив вне кадра был ещё один проём, ведущий в потерну, проходящую сквозь блок ДЭС к главному входу. Давайте заглянем туда, прежде чем пройдём дальше к выходу.

-38

Перед блоком ДЭС потерна также проходила сквозь ещё один небольшой блок, где вероятно размещался зал регламентных работ.

-39

Блок ДЭС.

-40

На фундаментах располагалось три мощных дизель-генератора.

-41

В конце зала размещалась защищённая трансформаторная подстанция.

-42

Фундаменты от трансформаторов.

-43

Недостроенная перемычка, выходящая в предтамбур главного входа. Здесь в нескольких местах недозалили бетон и можно увидеть голую скальную породу.

-44

Вернёмся обратно в конец блока хранилища торпед.

-45

После пары складских помещений за проёмом и небольшим подходняком мы выходим к ещё одному примыкающему блоку.

-46

Это блок котельной. В зале котельной располагалось два котла. В конце в стене виден проём в вентшахту, служащую в роли дымовой трубы, выходящей через скальный массив на склон сопки.

-47

Проёмы от защитных дверей левого входа в ТРБ.

-48

И выход в сквозник. Слева виден проём воздухозабора, ведущий в гравийный фильтр.

-49

У сквозника замуровали левый вход, а из правого сделали складское помещение.

Но это ещё не всё. Пройдёмся по ещё ряду вспомогательных сооружений.

-50

Левее этого входа находился ещё один вход.

-51

Внутри было всего пара комнат. Что это было уже не сказать. Возможно какая-то насосная.

-52

А напротив центрального входа есть ещё один холмик. Это небольшое быстровозводимое сооружение из сборных железобетонных конструкций в обваловке, построенной в 1960-х гг.

-53

В правой части видимо располагалась компрессорная.

-54

А в левой части остались ложементы от двух больших ёмкостей.

-55

А правее правого забутованного портала ТРБ есть ещё одна "арка" с двумя входами.

-56

На входах в подходных потернах были установлены гермодвери.

-57

Обе потерны выходили в общий зал, в конце которого видно ещё два замурованных проёма.

-58

Ну и напоследок останки КПП на въезде. А на этом всё.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.