Найти тему
Стив Май

ФГОС. Часть 1: обзор

Оглавление

Начинаю цикл статей о ФГОС. В них я максимально сжато попытаюсь объяснить, что такое ФГОС и почему к нему такое негативное отношение.

  • Если вы всё ещё ломаете голову над вопросом "что же за зверь такой ФГОС?", то вам сюда.

ФГОС - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Для начала пара общих слов о стандартах вообще

В комментариях к моим статьям часто отмечаются люди, которые заявляют, что в образовании стандартизация невозможна, что это слишком сложный и многогранный процесс, что у каждого учителя есть свои ноу-хау, и не след указывать ему, как учить.

В некоторой степени я с ними согласен: методики у всех уникальны, даже если учат по одной системе. У каждого свой подход к детям, к работе. И учитель имеет полное право на индивидуальность в работе.

Как в этой ситуации вообще можно навязывать какие-то стандарты?!

Представьте сейчас на секунду, что внезапно исчезли стандарты для автомобилей или телефонов. Это ведь тоже очень большие производства, со своими промышленными секретами и пр.

Как правило, такие сложные производства стандартизируют по двум направлениям: условия производства и требования к результату.

Если эти ограничения не вводить, то у нас будут машины без подушек и ремней безопасности, телефоны, сжигающие мозг СВЧ-излучением и т.п., а на производстве элементарно будут гробить своё здоровье и гибнуть люди.

ФГОС в образовании

Многие считают, что ФГОС - это такая методичка "как правильно учить детей", при чём с безумными и бредовыми "каками". На деле это не так.

ФГОС - это широкий комплекс стандартов, включающий себя много разных элементов. Всё это описано в огромном количестве документов: законы, информационные письма, постановления, ГОСТы и т.п. Возьму самые важные из них:

Основным документом ФГОС является Приказ об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта<...> . (Их много, я пока буду писать в единственном числе.) Скачать можно с сайта https://fgos.ru/. Непосредственно положения стандарта описаны не в самом приказе, а в приложении к нему (приказ только об утверждении). Важным моментом является то, что с самых первых положений этого документа заявляется, что:

Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, <...>;
к условиям реализации основной образовательной программы, <...>.

Даже к самой программе нет требований. Только к результатам, структуре и условиям.

В самом приказе о результатах образовательной деятельности написаны только общие слова (документ-то крохотный, полсотни страниц нет). Поэтому есть примерная основная образовательная программа. (Их много, я пока буду писать в единственном числе.) Скачать и посмотреть можно с сайта https://fgosreestr.ru/. О ней я напишу подробнее, а сейчас просто скажу, что из всех остальных документов, этот самый читаемый учителями. И это же конечный, самый частный документ. В нём описано, каким должен получиться ученик после завершения обучения. Требования к результату. Обратите внимание: не как учить, а каким должен стать обучаемый.

Над программами шефствует сразу несколько документов. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года найти можно на любом юридическом сайте от консультанта до специально созданного сайта http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ или на сайте правительства. О нём я тоже расскажу в следующих статьях. В нём очень подробно (15 глав, 111 статей) точным юридическим языком описаны права и обязанности. Именно в нём написано, что в образовании обязаны участвовать не только учителя, но и дети и даже их родители. На этот ФЗ очень любят ссылаться учителя, когда просят родителей сделать с детьми домашку. Здесь описаны требования к распределению прав и обязанностей. Обратите внимание: не как учить, а кто за что отвечает.

Документ с длинным и страшным названием найти уже чуть сложнее: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы CанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Как отдельный документ он тоже не существует, а является приложением к постановлению от 29 декабря 2010 года N 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которое можно найти, например, здесь: http://docs.cntd.ru/document/902256369. Этот документ я не буду затрагивать в дальнейшем, потому что он слегка выходит за рамки тематики моего канала. В нём уже описаны требования к условиям работы. Обратите внимание: не как учить, а как должен быть организован процесс, чтобы никто не пострадал физически (минимально пострадал).

Сегодня я закончу Конституцией РФ. О ней подробно писать я тоже ничего не буду, кроме того, что в ней описано, как надо действовать хорошему гражданину. И если хотя бы одна статья любого документа противоречит всем трактовкам конституции, то такой документ должен быть пересмотрен вплоть до отмены. Ни один документ из перечисленных выше не противоречит.

Заключение

Все эти документы (даже Конституция) очень объёмны и написаны сухим юридическим языком со всеми штампами и клише, свойственными этой сфере. Сейчас найдётся мало учителей, которые прочитали и поняли их от корки до корки, не говоря уж о ссылках в них. Многие родители даже и не слышали об этих документах. Чтиво лёгким не назовёшь, но если вы хотите разобраться, что же такое ФГОС, то прочитать их надо. Хотя бы в ознакомительном порядке:что в них есть.

Все документы постоянно меняются, дополняются, какие-то части устаревают. По моим ссылкам они приведены с последними изменениями.

Заметьте, что в ФГОС не входят никакие методические разработки, поурочные планы, учебники и прочая практическая литература, которой пользуются учителя. Даже если на обложке стоит штемпель

ФГОС. Часть 2: история создания;