Найти тему
Субъективный путеводитель

Мурманский порт стал работать в 4 раза активнее, но местные этому совсем не рады. Показываю, почему.

Кольский залив, самый восточный из скандинавских фьордов, к началу ХХ века уже был одним из самых обжитых мест Крайнего Севера. Со средних веков у его основания стояла Кола, с 1896 года - Александровск на левом берегу чуть ближе к устью. Более того, помимо глубины и защищённости от бурь и вражеских флотов, имел Кольский залив ещё одно неоценимое преимущество - круглогодичность. Баренцево море - это дитя Атлантики и Арктики, место встречи Гольфстрима и льдов, а потому температура воды в нём так и колеблется весь год от +5 до 0 градусов. Мурманское лето обычно похоже на позднюю осень, зато зима немногим холоднее московской, и зимы, в которые Кольский залив таки покрывался на несколько дней тонким льдом, даже старожилы могут пересчитать по пальцам. И вот это его свойство сделалось критически важным в Первую Мировую войну, когда Петербург и Рига, Одесса и Новороссийск оказались заблокированы противником, а Архангельск на 2/3 года и без войны блокировался льдом.

Кольский порт для современных судов был слишком мелким, а Александровский - отрезан заливом И вот между ними, на правом берегу залива, в 1915 году был основан Семёновский порт, с подходом железной дороги осенью 1916 года ставший городом Романов-на-Мурмане. Романовым, однако, конец пришёл вскоре, и уже полгода спустя последний город, основанный в царской России, был переименован в Мурманск. Позже он бурно строился при Советах, уничтожался фашистской авиацией в Великую Отечественную войну, ещё более бурно строился... но роль "ворот в Арктику" сохранял всегда.

-2

И даже фасад железнодорожного вокзала глядит прямо на порт, куда через станцию ведёт длинный путепровод:

-3

На кадре выше видны судоремонтный завод, 9-этажка портовых служб и длинное синее здание Морского вокзала. На кадре ниже - терминалы порта, а сняты оба кадра с верхних этажей гостиницы "Арктика":

-4

Вопреки расхожему мнению, Мурманск - порт целиком и полностью гражданский: военные корабли Северного флота тут увидеть можно, но базируются они в целой россыпи ЗАТО севернее по Кольскому заливу и Мурманскому берегу. Традиционно здешний порт делился на торговый, пассажирский и рыбный, но в последние годы торговый порт практически вытеснил всё. Баренцево море с его треской, палтусом и камчатскими крабами было рыбной житницей Европейской части России, но теперь уловы выгоднее продавать за границей. Зато у торгового порта с моего прошлого приезда грузооборот вырос в 4 раза - с 15 до 60 миллионов тонн. Теперь, наряду с Петербургом, это 4-5-й по величине порт России после Новороссийска, Усть-Луги и Находки, ну а главный товар его - вот:

-5

Один из законов экологии не зря гласит "за всё надо платить" - после Фукусимы в мире началась новая волна отказов от ядерной энергетики, все 40 своих энергоблоков остановила Япония, а следом этот процесс перекинулся на наивно-прогрессивную Европу. Вот только сокращать потребление народы "золотого миллиарда" оказались не готовы, не покрыла его и "зелёная энергетика", а потому заглушив реакторы, европейцы и японцы вспомнили про старый и совсем не добрый уголь.

Россия и не имеющий выхода к морю Казахстан углём богаты не менее, чем нефтью, а потому отечественные порты охватил угольный бум, с проявлением которого я сталкивался и в дальневосточном Ванино, и в балтийской Усть-Луге. При этом угольная пыль - та ещё дрянь, угольные терминалы засоряют воздух примерно как архаичная ТЭЦ с примитивными очистными, и в общем дышать в Мурманске стало гораздо труднее. Ещё хуже тут дела зимой, когда угольные горы нельзя увлажнять пульверизаторами, и именно под вывод всего этого из центра города строится за заливом новый порт Белокаменка. Пока же Торговый порт прёт во всё стороны, и кажется, скоро даже у военных в ЗАТО начнёт причалы отбирать.

-6

Более традиционный мурманский груз - каботажный: с советских времён сюда везут медно-никелевую руду из Норильска, от которой тяжело дышать уже не мурманчанам, а жителям Никеля, Заполярного и Мончегорска.

-7

На соседнем причале и в июне, и в июле, но уже не в августе стоял ледокол "Адмирал Макаров" (1975) - не атомный, но с весьма богатой биографией: в 1988 году он выручал из ледового плена у Аляски тех самых китов, памятник которым я полгода назад видел во Владивостоке, а в 2011 году спасал в Охотском море плавбазу "Содружество".

-8

В окрестностях порта - ещё пара памятников. Маячок, между прочим, был поставлен осенью 1945 года к годовщине закладки Мурманского порта, а в 2005 вынесен с его территории на общедоступную улицу:

-9

А на том берегу залива - Абрам-мыс:

-10

Военные памятники которого нависают над торговым портом:

-11