Найти тему
ForPost. Лучшее

Элитарная «вышка»: нужно ли прекращать повальное поступление россиян в вузы?

Оглавление

В высшую школу должны идти самые способные, мотивированные, целеустремленные студенты?

Сейчас уровень населения России с высшим образованием вдвое выше, чем в советское время. Формально - наше население сейчас образованней советского. Тем не менее, современная модель высшего образования не соответствует требованиям времени в подготовке хороших специалистов для развития отечественной экономики, науки и общества.

Исследование компании по поиску работы HeadHunter показало, что 41% соискателей с высшим образованием работает не по специальности. Выше всего эта доля в сфере продаж (70%) и среди административного персонала (64%). А 37% из числа опрошенных респондентов из-за низкой зарплаты даже не начинали трудиться по полученной специальности.

Однако, сфера высшего образования показывает экстенсивный рост, а число студентов ежегодно увеличивается, из чего делается вывод о ценности образования для нынешней молодежи. Самим университетам выгодно закрепиться на рынке образовательных услуг. Считается иметь высшее образование обязательным.

Популярное заблуждение

Однако, специалисты считают, напротив - в России снижается доступность высшего образования для широкого круга молодых людей. Число бюджетников и студентов, обучающихся на коммерческих условиях в государственных и муниципальных вузах, практически сравнялось. Стоимость очного обучения плавно растёт, а число заочников существенно снизилось.

Авторы проведённого в 2017 году исследования Института образования ВШЭ выяснили, что более чем в трети регионов России, по мнению молодёжи, получить именно «качественное» высшее образование можно только в университетах Москвы и Санкт-Петербурга.

Чтобы выяснить о происходящем в высшем образовании на самом деле, ForPost обратился за экспертным мнением к учёным и преподавателям вузов. В целом, по мнению наших собеседников, высшее образование сегодня, недостаточно ни по своей структуре, ни по составу, ни по объёму знаний, которые получает выпускник.

Тем не менее эксперты отметили - ситуация поправима. Она зависит от усилий, в том числе и государственных структур.

-2

«Элитарная» вышка

Александр Щербаков, доктор экономических наук, профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС сказал, что если рассматривать высшее образование как профессиональное, которое необходимо для настоящего развития экономики, науки и общества, то оно не должно стать уделом узкой группы.

«Если события будут развиваться так, как они сейчас развиваются, то есть слабая тенденция к тому, что высшее образование становится всё более не то чтобы элитарным, но охватывающим небольшую часть общества», — говорит он.

При этом высшая школа в России будет расширяться, а молодёжь всё более «охватываться» высшим образованием. Тем более, что с точки зрения демографической  ситуации удельного роста молодёжи у нас не ожидается, убеждён Щербаков.

В свою очередь, доцент Крымского инженерно-педагогического университета, кандидат психологических наук Игорь Тимощук, высказал мнение, что количество вузов надо сокращать, ужесточая требования к поступающим, что должно привести к конкуренции среди желающих и повысить стремление к учёбе.

«Сейчас большинство преподавателей высшей школы озабочены очень низким уровнем подготовки абитуриентов. Я убеждён, что в вузах должны учиться самые способные, «отобранные» и лучшие молодые люди. Их способности зависят от их задатков, усердий, ответственности и мотивации», — добавил преподаватель вуза.

По словам Любови Ульяновой, преподавателя МГУ, кандидата исторических наук, человек должен понимать, для чего он идёт в ВУЗ. Это место где получают знания, а не прикладные навыки.

«Процесс обучения в университете — это получение знаний, истин и формирование мировоззрения. Наверное, в этом плане российское университетское образование должно быть элитарным. Но для того, чтобы оно стало таким, нужны другие типы образования, которые сейчас в России отсутствуют. В том числе качественное среднетехническое профессиональное образование, которое должно давать практические  навыки и компетенции», — сказала Любовь Ульянова.

Почему падает качество

В структуре советского образования существовало среднее профессиональное образование, связанное с промышленным сектором экономики. Молодёжь, которая шла в техникумы и колледжи, не нуждалась в высшем образовании. Они получали качественное образование по рабочим специальностям, заполняя рабочие места во всех отраслях промышленности, напомнила Любовь Ульянова.

«Качество современного высшего образования в целом оставляет желать лучшего, и это объективная проблема. Она возникла давно и является следствием смены парадигмы экономического развития после распада Советского Союза», — отметила эксперт ForPost.

Для тех молодых людей, которые не только не хотят учиться, но и не особенно могут существуют сегодняшние колледжи — юридические, экономические, финансовые и т.п..

А разделение на бакалавриат и магистратуру, по мнению Ульяновой, это была попытка выделить то самое среднее профессиональное образование, которое должны давать колледжи, но не дают, поэтому сегодня вся молодёжь вынужденно идёт в вузы, студенты «смешаны».

Деньги и дипломы

Внутри университетов существует не мало проблем. Зачастую они сами размывают свои компетенции и вообще саму идею высшего образования. Ульянова подчеркнула - выпускники с некоторыми дипломами не являются людьми, получившими высшее образование.

К примеру, технические университеты открывают гуманитарные специальности, для зарабатывания денег на студентах, — это отделения рекламы и менеджмента, куда поступают «троечники», которым просто нужен диплом. Мотивация к обучению у них полностью отсутствует. Понятно, что они не могут стать высококлассными специалистами.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужна альтернатива массовому получению высшего образования. Для этого необходимо создать узкопрофильные институты, где можно было бы развивать специальности, которые соответствуют сегодняшним требованиям экономики.

Это не значит, что надо сокращать количества вузов в стране или повышать платы за обучение в университетах, чтобы они стали «элитарными», акцентирует преподаватель МГУ.

«Нельзя допустить, чтобы люди, которые не могут позволить себе платное обучение, остались без высшего образования, — подчёркивает Любовь Ульянова. — Нужно не студентов лишать доступа в вузы, а начинать с изменений в государственной политике в области и среднего, и среднего специального, и высшего образования».

Поделитесь этой новостью с друзьями.

Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcast, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.

ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!

Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями! Не забывайте оставлять свои комментарии, по волнующим Вас темам