Уточняю: речь идет не о пьесе А.Н.Островского "Бесприданиица", а о фильме Э.А. Рязанова "Жестокий романс" как самостоятельной художественной единице. Поскольку он соединяет тексты нескольких пьес, а также авторские интерпретации.
При разительной внешней несхожести Карандышев с Ларисой все-таки пара. В том плане, что оба по уши влюблены в самых ярких представителей противоположного пола, имеющихся в их городе. Это просто автор так задумал для пущей интриги или же обусловлено характерами героев?
В первых же кадрах Карандышев спрашивает: «Почему женщины, как правило, предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?». С тем же успехом он мог спросить себя: «Почему мужчины-неудачники выбирают самых роскошных женщин?».
Ответ на оба вопроса одинаков. Если у человека слабое зрение, он различает только крупные предметы. При слабом слухе слышит только громкие звуки. При слабом обонянии не улавливает легких запахов.
Так и при душевной подслеповатости, часто связанной с зацикленностью на своих иллюзиях, человек не замечает различий между окружающими людьми. Все они какие-то одинаковые, серенькие, скучненькие. А если еще и половое чувство несколько снижено, то «обычные» мужчины или женщины никак не могут вызвать страстного отклика. Эмоционально и гормонально слабосильные люди обычно живут тихо, легко хранят целомудрие, избегают соблазнов.
До тех пор, пока в поле зрения не попадется очень яркий, крупный, заметный даже для них объект. И тогда запустившийся гормональный механизм выдает бурю, с которой не может сравниться ничто из прежней жизни. Вот она, любовь настоящая, долгожданная, за которую жизнь отдать не жалко! А полное отсутствие опыта подобных переживаний делает человека беззащитным перед страстью.
Добавляет проблем и душевная незрячесть: разглядеть что-то человеческое в предмете страсти невозможно. Паратов для Ларисы – идеал мужчины, хотя прочие характеризуют его весьма нелестно. Лариса для Карандышева – воплощенная мечта, хотя другие поклонники тонко подмечают неограненность этого алмаза.
В общем, заканчиваются такие истории всегда не очень хорошо. Яркие персонажи не отличаются верностью, их мимолетные неопытные партнеры остаются с разбитым сердцем и со жгучими воспоминаниями, которые еще больше мешают им сойтись с обычными, повседневными людьми. Трудно быть стоячим омутом с чертями…
Дополнение: сильно навредило фильму, что актер, играющий Карандышева, вдвое старше своего персонажа. Даже в ремарках к пьесе указано: "молодой человек". И поведение временами играет молодое – как он вприпрыжку прискакал с утра с телеграммой от Анны. А.Мягков же – 1938 года рождения. Значит, на момент съемок, в 1984 году, ему было 46 годочков! "Старику" Кнурову ровесник (А.Петренко тоже 1938г/р)!
Если так по-дурацки ведет себя молодой парень, от неопытности, непонимания жизни – это один расклад. Если стареющий дядька-неудачник – совсем другое дело.
Предыдущие статьи и обсуждения к ним здесь:
Часть 2. Паратов и его прототип
Часть 3: Шанс счастливого финала?
Часть 3а: исход игры в орлянку
Часть 4: Вожеватов - молодой и опасный