Найти в Дзене

Новый русский - история происхождения выражения

Современная фарфоровая статуэтка "Новый русский с телохранителем"
Современная фарфоровая статуэтка "Новый русский с телохранителем"

Итак, выражение "новый русский" напомнит людям старшего поколения совсем недавние российские реалии. А тем, кто помоложе — прояснит особенности быта "девяностых" годов в нашей стране.

Среди специалистов нет четкого мнения, когда и кто употребил выражение первым. На авторство претендуют печатные издания и телевизионные каналы того времени. А так же американский публицист Хендрик Смит.

-2

Издавший в 1975 году книгу:

-3

А в 1990 году выпустивший продолжение - "The New Russians".

Есть так же версия, что выражение — всего лишь калька с французского слова "нуворишь" - "nouveau riche" (новый богатый), переиначенного позднее в каламбур - "nouveau russe" (новый русский).

Тем не менее, значительно раньше, у "нашего всего" встречаем в романе "Евгений Онегин":

Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

Глава пятая. © А.С. Пушкин

В те самые "девяностые" выражение быстро попало в разговорную речь. На фоне тотального дефицита, безденежья и нищеты "новыми русским" величали появившихся бизнесменов. Больше с негативным и шутливым оттенком.

Не только из-за того, что "скороспелые" богачи нещадно сорили деньгами. А за внешнюю показную атрибутику. Призванную демонстрировать всем окружающим наличие огромного количества денег. Ярко и впечатляюще.

Первый обязательный признак — красный, точнее даже - малиновый, пиджак из дорогого кашемира с блестящими пуговицами
Первый обязательный признак — красный, точнее даже - малиновый, пиджак из дорогого кашемира с блестящими пуговицами

Есть мнение, что вхождением в моду продиктовано Джанни Версаче.

Показ дома моды Versace осень-зима 1992 года
Показ дома моды Versace осень-зима 1992 года

Следующая деталь образа нового русского - золотая цепь.

Чем массивнее - тем лучше. В речи звучало как "голда".
Чем массивнее - тем лучше. В речи звучало как "голда".

Дополнительный аксессуар - золотой браслет. Его размер и вес лишь подчеркивал брутальность.

Образец плетения называется "Бисмарк". Отличается особой прочностью.
Образец плетения называется "Бисмарк". Отличается особой прочностью.

Дабы не опаздывать на "стрелки", другую руку необходимо оснастить солидными часами. Естественно — золотыми.

Надо сказать, экономика и промышленность Китая в девяностые еще только начали развиваться. Подделок под золотые Ролексы на каждом углу не наблюдалось.
Надо сказать, экономика и промышленность Китая в девяностые еще только начали развиваться. Подделок под золотые Ролексы на каждом углу не наблюдалось.

Это сейчас смартфоном никого не удивишь. А в то недавнее время аппараты мобильной связи только появились в продаже. По ценам, сопоставимым со стоимостью автомобиля. Минута разговора - один доллар.

Модель Motorola Dyna TAC 8000X. В речи - "кирпич". Вес - около килограмма.
Модель Motorola Dyna TAC 8000X. В речи - "кирпич". Вес - около килограмма.

Позднее появились аппараты полегче.

Motorola Micro TAC 5200 . Имела мощнейшее излучение. Производитель рекомендовал всегда вытягивать антенну во время разговора. Что  новые русские и делали. Во-первых - связь улучшается. А во-вторых - становишься заметнее сразу.
Motorola Micro TAC 5200 . Имела мощнейшее излучение. Производитель рекомендовал всегда вытягивать антенну во время разговора. Что новые русские и делали. Во-первых - связь улучшается. А во-вторых - становишься заметнее сразу.

Следующая деталь - барсетка или борсетка. Происходящая от итальянского "borsetta " - "сумочка".

Размер тоже имел значение. А то, что кожаная - даже не обсуждается.
Размер тоже имел значение. А то, что кожаная - даже не обсуждается.

Речь идет о временах повсеместного оборота наличных денег. Носить с собой значительную сумму кэша в рублях и валюте было просто необходимостью.

Припоминаю рекламу оптовой продажи бананов тех времен в газете Коммерсант. Слоган: "Аккорды наличного оборота"
Припоминаю рекламу оптовой продажи бананов тех времен в газете Коммерсант. Слоган: "Аккорды наличного оборота"

Не так много "новых русских" из девяностых выбились в олигархи. Но подавляющее большинство заработали первоначальный капитал с незамысловатых ларьков и палаток.

-13

А если иметь сеть ларьков на районе, то можно было вполне безбедно и широко жить. Приобретя не менее важный компонент коммерческого успеха — шестисотый Мерседес.

Люди,  что побрутальнее и опаснее - предпочитали BMW седьмой серии
Люди, что побрутальнее и опаснее - предпочитали BMW седьмой серии

Для общения с представителями криминалитета в обычаях новых русских преобладал уголовный сленг. Все эти: "разводка", "кинуть", "вписаться" и прочее, вместо литературного английского. (Для партнеров внешнего рынка тогда еще не пришло время)

Также необходимо было владеть искусством "распальцовки".

Несложный язык жестов, который можно свести к выражению "Пальцы веером"
Несложный язык жестов, который можно свести к выражению "Пальцы веером"
Но кроме всего прочего, показ ловкости пальцев имел и практическую функцию
Но кроме всего прочего, показ ловкости пальцев имел и практическую функцию

Сугубо демонстративную. "Распальцовка" давала еще раз убедить собеседника в своей финансовой состоятельности.

В обиходе кольца и перстни назывались "гайками"
В обиходе кольца и перстни назывались "гайками"

Жизнь "нового русского" не раз подвергалась в ходе карьеры многочисленным опасностям. Поэтому и жилье строили эти люди со всем размахом и основательностью.

Напоминающее крепость
Напоминающее крепость
Или неприступную цитадель, готовую к длительной осаде
Или неприступную цитадель, готовую к длительной осаде

Все эти перечисленные особенности и явление породили множество анекдотов с "новым русским" в главной роли. В сети их выложено тысячи.

Вот такая история. Надеюсь, вам было интересно. Благодарю за внимание.