Найти тему
Black Science

Космический корабль будущего уже на подходе

Оглавление

Началась сборка ядерного планетолета «Нуклон». Поясним, что это и почему это круто.

Светящийся конец — сам реактор. Длина всей конструкции примерно с 10-этажный дом. Кадр из видео от КБ «Арсенал»
Светящийся конец — сам реактор. Длина всей конструкции примерно с 10-этажный дом. Кадр из видео от КБ «Арсенал»

Ядерный планетолет — это корабль, который будет летать в 10 раз быстрее любого нынешнего аппарата. Почему? Потому что классические корабли разгоняются за счёт сжигания всякой химии. Это даёт мощный импульс у Земли, а дальше зонд летит по инерции, лишь иногда включая маневровые двигатели.

Существуют альтернативы. Например, ионные двигатели. Там вместо газов, образовавшихся при горении, реактивную тягу дают ионы, разогнанные магнитным полем. Тяга меньше, но зато такой двигатель может разгонять аппарат не секунды, а месяцы, что потенциально ведёт к огромным скоростям. А ещё к невиданной маневренности.

И топлива надо меньше.

Аппарат «Заря» который за счёт использования ионных двигателей стал первым в далёком космосе, сменившим одну орбиту на другую (полетал сначала вокруг астероида Веста, а потом вокруг карликовой планеты Церера), «питался» от солнечных батарей. Так вот в области его маневров, которая в три раза дальше от Солнца, чем Земля, его мощность была в 9 раз меньше, чем здесь.

Dawn и цели его экспедиции (Церера  и Веста так близко друг к другу не находятся, не войдите в заблуждение случайно). Иллюстрация с сайта nasa.gov
Dawn и цели его экспедиции (Церера и Веста так близко друг к другу не находятся, не войдите в заблуждение случайно). Иллюстрация с сайта nasa.gov

Проблема его в том, что он жрет энергию. Постоянно. В космосе, как бы это ни странно может кому-то показаться, очень мало энергии. Никакие солнечные батареи столько не дадут, тем более вдали от солнца.

Логично было бы запилить ядерный реактор для космоса, неправда ли? Да, но есть множество проблем. Главная из которых — тепло. Как вы охладите реактор, рабочая зона которого
разогревается выше полутора тысяч градусов?

На Земле проблема решается на раз-два: строите градирни, в которых испаряется вода. А в космосе? Тоже испарять воду?
Откуда вы возьмёте столько воды, чтобы ее испарять?

Вот это не дым, а пар, если вы не знали. Фото из Википедии.
Вот это не дым, а пар, если вы не знали. Фото из Википедии.

Можно сделать инфракрасный излучатель. Но в вакууме, без конвекции, его эффективность мала.

Но если сделать компактный, но очень эффективный излучатель. Или не очень компактный, но
придумать способ его развернуть на орбите, сложив на земле и запустив в собранном состоянии...

Для этого нужны поистине магической сложности конструкции и механизмы и волшебных свойств материалы. И как раз, к
огда за дело берутся российские учёные и инженеры, магия становится реальностью.

У человечества скоро будет ядерный реактор в космосе и все вытекающие из этого плюшки!

Уже даже маршрут корабля известен. Сначала один аппарат доставят к Луне, второй к Венере, а третий аппарат к спутнику Юпитера. Раньше бы на это понадобилось минимум 2 аппарата и минимум, если повезёт, 6 лет. Сколько потребуется сейчас, не ясно, но мы прогнозируем год. Навряд ли с первого раза получится ускориться именно в десять раз.

Схема еще советской космической ядерной энергетической установки БЭС-5. Насколько современная аналогична — еще вопрос. Из книги Владимира Иванова «КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ БАЙКОНУРА»
Схема еще советской космической ядерной энергетической установки БЭС-5. Насколько современная аналогична — еще вопрос. Из книги Владимира Иванова «КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ БАЙКОНУРА»

Это все не просто рекорды. Это бесконечно важно для пилотируемой космонавтики, ведь в среднем человек может провести в дальнем космосе 100 дней. Больше тоже можно, но арифметика простая: чем дольше в космосе, тем сильнее укорачивается жизнь (у нас есть отдельный подкаст про это с начальником службы радиационной безопасности пилотируемых космических полетов). Сейчас, напомним, до Марса лететь было бы месяцев 9. В один конец.

Ежели лететь со скоростью в 10 раз быстрее, то можно будет успеть и туда, и обратно, и ещё месяцок там.

И говорят, что все это великолепие (пока в беспилотном исполнении) ждёт нас уже через десять лет. По космическим меркам — завтра.

P.S. Проект не был полностью секретным. Он был скорее замалчиваемым, чтоль. Но благо у нас есть доброволец, который не гнушается изучать скучные сайты с патентами, где можно было найти крупицы информации (а ещё он понимает, что к чему, так как сам — ракетный инженер-конструктор). С Дмитрием Конаныхиным мы общались в рамках подкаста, где плавно вводили в тему, в том числе ядерных планетолетов. Кстати, за такое название именно он больше всех и топит и вроде бы «пошло в народ».

И слава богу космонавтики. Ведь официальными названиями «транспортно-энергетический модуль» или «ядерный буксир» разве что детей пугать.

А каким из официальных названий пугали бы детей вы?

Читайте наши другие посты и канал в телеграм: t.me/black_sci

  • Кстати, тайна Атлантиды на самом деле уже раскрыта. Убедитесь тут.
  • Знали ли вы, кто летал в космос до Гагарина? Узнайте.
  • Что такое митохондрии на самом деле? Читайте здесь.

Подписывайтесь на канал!

Еще один кадр из видео КБ «Арсенал», чтобы вы понимали масштабы
Еще один кадр из видео КБ «Арсенал», чтобы вы понимали масштабы