TCS Group сообщила о договоренности по продаже бизнеса компании «Яндекс». В пресс-релизе TCS говорится о том, что сделка пройдет по цене 27,64 доллара за акцию. Общая сумма сделки – 5,5 млрд долларов.
Несколько дней назад в социальных сетях появились публикации о грядущей покупке «Яндексом» «Тинькофф». В анонимных каналах в Telegram приводились даже некоторые детали. Кто-то доверительно сообщал, что сделка уже состоялась. Другие имели инсайдерскую информацию о том, что сделку закроют через неделю-другую. Третьи утверждали, что все оформят до конца года.
Экономические предпосылки и для слухов, и для сделки были.
«Яндекс», выручка которого по итогам прошлого года составила 175,4 млрд рублей и который сейчас оценен рынком в 1,4 трлн руб. — крупнейшая IT-компания.
Многие рассматривают ближайшие годы как эру выхода банков и ИТ-компаний на рынок электронной коммерции, поскольку в России почти весь интернет-бизнес — это продажа товаров и услуг онлайн, этот рынок быстро растет (Data Insight предрекает ему темпы прироста 33% ежегодно вплоть до 2024 года), и потенциал его еще очень велик, как в России, так и глобально. Традиционная для «Яндекса» контекстная реклама — это всего лишь небольшой процент от торговли, поэтому, очевидно, желательно было бы присутствовать в электронной коммерции плотнее.
В других «экосистемах» обычно присутствует активный и популярный у населения банк, и «Яндексу» тоже такой не помешал бы — собственный или партнерский.
«После развода со Сбербанком "Яндекс" не только лишился партнера в финансовой отрасли, но и своей доли в "Яндекс.Деньгах". Между тем, "Яндекс" с его массовыми сервисами — прекрасное плечо для любого банка.
Для "Яндекса" же собственный банк — это возможность не платить "на сторону" банковские комиссии, а также хороший способ заставить работать собственные свободные средства. А такой банк как «Тинькофф» открывает «Яндексу» доступ к финтеху, причем к успешному», — рассуждает главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика» Олег Сальманов.
«Тинькофф банк» популярен у пользователей «Яндекса», обладает имиджем технологически передового, и даже раскручивал собственную MVNO, то есть уже претендовал на создание собственной экосистемы. Однако капитализация «Тинькофф» относительно невелика (358 млрд руб.) в сравнении с IT-компанией, не говоря уж о Сбербанке (5,2 трлн руб.), то есть при самостоятельном развитии он рисковал не выдержать столкновения с тяжеловесами. Наконец, важной частью успеха «Тинькофф» был харизматичный основатель, который, однако, в связи с состоянием здоровья отходит от дел.
Еще вчера рынок оценивал TCS Group в 5,2 млрд долларов. Если владельцы захотят премию в 25%, то стоимость банка поднимется до 6,5 млрд долларов. «Однако вряд ли попечителей строительства российской цифровой экономики устроит, чтобы у главного её столпа появился новый акционер в виде семьи основателя "Тинькофф" с блокпакетом. Соответственно, либо придётся выложить не один миллиард деньгами, а больше, либо ждать следующего подорожания Яндекса, либо убедить "Тинькофф" не требовать большой премии. Однако, как только новость широко распространится, обе компании могут подорожать, причём "Тинькофф" — сильнее, чем "Яндекс"».
Для «Тинькофф банка» партнерство с крупнейшей IT-компанией означает выход на новый качественный уровень охвата населения. По сути, это повторение пути Сбербанка, который трансформируется из классической кредитной организации в диверсифицированную структуру с финансовыми услугами и другими онлайн сервисами.
На последней конференции, посвященной квартальным результатам «Яндекса», представители компании заявили, что не планируют больших сделок в ближайшем будущем.
Сейчас миноритарным акционером IT-компании выступает ВТБ, но для технологической «эволюции» госбанк чем-то не угодил.