Найти тему
Параллельная Россия

Как снимаются тревел-киношки — все подробности телепроизводства (часть XI)

Оглавление

Да, я много лет проработала в проектах, связанных с путешествиями. В том числе и на канале «Моя планета» — там до сих пор выходят мои программы. И всю эту кухню знаю не понаслышке. Хотите тоже узнать? Пожалуйста.

До этого я рассказывала о том, как организовываются тревел-командировки — по этой ссылке, и о том, как происходят съёмки на выезде — по этой. Плюс в предыдущей статье шла речь о забавных гостиничных историях — прочитать можно тут. Дальше съёмочная группа возвращается назад, и происходит вот что.

О — отсмотр

По возвращении продюсер начинает составлять отчёты и разбираться с бухгалтерией. Операторы сдают технику и отснятый материал. Автор же садится на отсмотр. И вот это самая большая тягомотина в тележурналистской работе. Самый скучный технологический процесс.

Нужно отсмотреть и отслушать всё, что было отснято за время командировки. А это в среднем неделя, может быть и больше. Причём камер обычно несколько. То есть хренова туча материала на выходе.

И вот ты сидишь за компом с утра до ночи и всё расписываешь — и просто картинки, и интервью. Само собой с обозначением дат, камер и тайм-кодов. Получается примерно вот что: 21 марта Камера 2 00:01:15 — офигенная панорама. Или вот: 5 июля Камера 1 00:03:57 — смешная сцена (брак по звуку). И так примерно 30 листов.

Есть, кстати, специально обученные люди, которым за деньги можно поручить всю эту бодягу. Но не лучший вариант. Пробовала — не работает.

Дело в том, что журналист должен сам своими глазами увидеть и своими ушами услышать всё, что было нафигачено на съёмках. Только так он может в полной мере оценить материал и использовать его максимально эффективно — выбрать самую яркую картинку и самые живые звуковые сцены.

Исходя из этих расшифровок, автор вносит коррективы в предсценарий, которые он пишет ещё до выезда на съёмки. И отправляет его на утверждение своему шеф-редактору.

Ш — шеф-редактор

Важный нюанс — предсценарий шеф-редактор уже читал перед выездом съёмочной группы в командировку, и даже его утвердил. Но, увидев окончательную версию, которая в принципе не сильно отличается от первоначальной, обычно начальник произносит сакраментальное — всё хорошо, но надо переделать.

Чаще всего на телеке так и бывает — сначала хотят одно, а потом вдруг концепция резко меняется, и нужно уже совершенно другое. А ты уже вроде как всё снял. И начинается немножко садомазо — сценарист должен что-то такое эдакое придумать, чтобы и начальству стало хорошо, и своё кино не сильно изговнякать.

Вариантов нет — компромисс обычно находится. Иногда достаточно переставить эпизоды местами, а иногда можно даже ничего не делать, но сказать, что сделал. Это тоже порой прокатывает. Смотря, какой у тебя шеф-редактор.

Ну, допустим, сценарий утвердили. Дальше нужно сделать монтажник. То есть расписать для режиссёра монтажа всю картинку: в одном столбике таблицы текст, в другом — то, что под него надо показывать, с указанием кодов, камер и дат. Иначе монтажёр сойдёт с ума. Видео же из командировки привозится много, и поди там разберись, где и что.

Про монтаж продолжу в следующий раз. Все мои заметки о том, как делается тревел-кино, можно найти по хештегу #бакланова про тв — добро пожаловать.

Чтобы не пропустить самые интересные истории о России, подписывайтесь на мой канал!