Найти в Дзене
Lost Quest

Что говорят о компьютерных играх психологи?

Оглавление

Существует мнение, что психологи однозначно против компьютерных игр из-за того, что те порождают зависимость. Однако это далеко не так.

Игровые проекты действительно могут увлечь, затянуть. Они способны спровоцировать эскапизм. Но молодой российский психолог Бурлаков считает, что проблема не в играх, а в окружении. И коллеги с ним согласны.

Компьютерные игры несколько сложнее, чем их пытаются представить

Психологи отмечают, что компьютерные игры сегодня нельзя однозначно свести исключительно к развлечениям или даже просто к способу уйти от окружающей действительности. Просто потому, что не всё так просто. Во-первых, игр очень много, причём их разнообразие даже трудно описать конкретным жанром. Уже и в рамках одного жанра встречаются такие разные проекты, что свести это всё во что-то единое бывает трудно.

Во-вторых, компьютерные игры ставят перед собой разные задачи. Причём очень часто — далеко не одни. Первоклассно сделанный хоррор может, например, не завлекать погружением в другой прекрасный мир, а заставлять радоваться, когда приходишь себя в безопасности родной и привычной картины. Квест провоцирует интеллектуальную активность. Приключения помогают взглянуть на мир с позиции, в которой побывать другим образом не получится.

-2

Компьютерные игры рассказывают истории

Музыка, театр, книги, фильмы — всё это во многом об историях и вокруг историй. Компьютерные игры тоже их рассказывают и показывают. Только со своей позиции, в игровом формате. В них больше вариативности. В истории сюжет всегда линейный. А вот в играх — довольно редко, только при определённом подходе. Например, так создаются японские ролевые игры. Но даже там появляется всё больше проектов, которые позволяют сделать сложный моральный выбор.

И при этом компьютерные игры делают вас не просто читателями, слушателями, зрителями. Именно в таком формате вы оказываетесь участником происходящего. Это также значительно облегчает переход от простого наблюдения к началу творчества, помогает преодолеть психологический барьер.

Компьютерные игры поднимают острые вопросы

В то время как часть людей всё ещё воспринимает компьютерные игры как что-то несерьёзное, в них всё чаще поднимаются глубокие проблемы современности. Игроки оказываются перед необходимостью выбирать, кому именно из спутников главного героя — жить, а кому — умирать. В игровом формате нередко показываются страшные катаклизмы или серьёзные военные конфликты, в том числе и по мотивам реальных событий.

Такие проекты можно использовать, чтобы донести до людей довольно глубокие истины. Например, о том, как страшна война, как серьёзно она может калечить. Эффект погружения в игру можно как раз использовать для того, чтобы передать это ощущение в полной мере. И здесь уже возникают совсем другие психологические механизмы.

-3

Советы от психологов по поводу компьютерных игр

Говорить о разных задачах компьютерных игр можно очень долго. Но всё это — просто очень хорошая, убедительная и наглядная демонстрация того, что компьютерные игры не стоит воспринимать однобоко, потому что они открывают перед нами целый мир. И могут успешно справляться с самыми разными задачами.

Компьютерные игры — это инструмент. Им можно пользоваться неправильно и вредить своей психике, а также психологическому состоянию. А можно использовать для обучения, общения, преодоления страхов, разных комплексов и прочего. В таком случае игры будут очень полезными.

-4

На самом деле все психологи сходятся в том, что многое зависит от подхода к компьютерным играм. Главное — не начать воспринимать их мерками стереотипов. Тогда никаких проблем не возникнет. И заодно вы не упустите очень много возможностей.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.