Не бывает симфонического оркестра без этой массы интеллигентных музыкантов, которые своё детство провели со скрипочкой или виолончелькой, пролили много слёз, порвали нервы соседям, но не выбросили свой инструмент в окно.
Сейчас они имеют самое большое количество нот в своих партиях, умеют работать в команде, волновать души слушателей проникновенным исполнением. Очень многие из них счастливы, верны своему инструменту, своей профессии, их дети-тоже музыканты.
Струнники на сцене находятся близко к публике. И если присмотреться к музыкантам оркестра, то можно заметить, что инструмент накладывает отпечаток на облик музыканта.
Ну вот смотрите, скрипачи.
- Скрипка-королева оркестра. Концертмейстер, первый скрипач, не бывает невыразительного вида. Его игра-образец для всех. Внешность у него всегда колоритная, спина прямая, движения смычка и головы активные.
- Скрипачи играют на струнах души. Скрипка умеет петь и плакать, умеет вдохновлять. Тема любви в 6-й симфонии Чайковского вдохновила в своё время учителя моей дочки на занятия музыкой. Скрипачи-они романтики. Это открытые и эмоциональные натуры. Композиторы свои лирические мелодии отдают им. С детства они развивают мелкую моторику, поэтому их скоординированные движения всегда сказываются на интеллекте. С детства они привыкли работать, остаются трудоголиками и во взрослом возрасте. Во время игры эта группа музыкантов больше всех сжигает калорий, ведь они играют практически без пауз.
Дальше переводим взгляд на альтистов
- Альтистами не становятся в детстве. Если скрипач переходит на альт по своей воле, то в итоге он станет хорошим классным альтистом. Если по принуждению, то…
- Так получается, что скрипки играют мотив, басы-сильную долю, а альты-что осталось. «Ум-па-па!» Альтисты морально и физически устают играть «серединку». Поэтому большинство из них-философы, спокойно смотрят на происходящее.
- Как инструмент альт долго был не в почёте, его недооценивали. Но теперь, когда его тембр выходит на первый план, то ожиданий не обманывает и исполняет не только мрачные и суровые темы.
- По характеру альтисты сдержанные и спокойные. Отличаются поведением от скрипачей.
Чем ниже спускаемся по тесситуре инструментов, тем серьёзнее, солиднее выглядят музыканты.
Ну кто в здравом уме согласится таскать за собой инструмент, размером с самого себя? Я тоже помню пелену из слёз перед глазами и желание играть на скрипке. Очень часто судьбу решают за тебя. Но потом оказывается, что…
- Виолончелисты-серьёзные, ответственные люди. Во время игры у нас всегда сосредоточенное, серьёзное выражение лица. А неспешность в поведении появляется от длительного общения с большим инструментом. Далеко не убежишь с таким грузом за плечами! Виолончелистов нельзя сравнить с быстрыми скрипачами. Виолончель уступает скрипке в виртуозности, но также прекрасна в мелодическом пении, в оркестре она тоже имеет солирующую роль.
Ну и как же без контрабасов? Оркестров без этого инструмента не бывает
- Конечно, внешне их инструмент вызывает ассоциации больше с мебелью, чем с музыкальным инструментом. Часто звуки, которые они издают заставляют оглянуться. При этом инструмент довольно хрупкий, легко ломается. Но контрабасы-опора всей музыкальной конструкции. Контрабасисты-самый спокойный народ в оркестре. И партии у них всегда неспешные. Это такие скромные труженики.
По большому счёту, все струнники-скромные труженики, самоотверженно служат высокой цели искусства. Вырваться из этой профессии почти невозможно. Эта любовь-навсегда!
И здесь ничего другого не может быть…
Подписывайтесь на канал
Предлагаю прочитать 12 правил работы нашего оркестра без дирижёра